Когда рушатся привычные схемы ведения бизнеса и, кажется, ничего уже не работает так, как надо, наступает момент, чтобы переосмыслить старые подходы к предпринимательству. «Мы наблюдаем коллапс финансовой системы», — заявил знаменитый финансист Джордж Сорос в конце февраля. Что ж, самое время подумать о создании другой системы. Претенденты на эту роль уже имеются. «Исламский банкинг должен занять лидирующую позицию в финансовом мире, — заявил президент Индонезии Сусило Юдхойоно, открывая прошедший на прошлой неделе V Мировой исламский экономический форум. — Поэтому банкиры-мусульмане должны проделать определенную миссионерскую работу в западном мире, чтобы продвинуть концепцию банкинга, основанного на нормах шариата». Несколько лет назад подобные речи можно было бы назвать безумными. Сейчас ситуация немного изменилась. Причин тому две — демография и кризис.
БОЛЬШОЙ РЫНОК
Ислам по числу приверженцев в обозримом будущем превзойдет христианство. Уже сейчас мусульман, по разным оценкам, 1,3-1,5 млрд человек. Большинство из них если и пользуются банковскими услугами, то обычными — западного образца. То есть идет на компромисс с нормами шариата, которые строго воспрещают давать деньги в долг под процент. Но за последние 30-40 лет банкинг по-исламски стал достаточно сложной и развитой системой, чтобы заменить банковский бизнес в западном понимании по крайней мере для ортодоксальных мусульман. Оказалось, что запреты можно обойти, если получение процента заменить либо участием банка в капитале кредитуемого предприятия, либо просто некоторой платой за услуги банка. Первой организацией, которая с 1963 г. предоставляла в каком-то виде банковские услуги правоверным мусульманам, была малайзийская Perbadanan Wang Simpanan Bakal-Bakal Haji (PWSBH) , которая не являлась полноценным банком, а специализировалась на том, чтобы помогать верующим копить на хадж. А в 1975 г. появились первый коммерческий исламский банк — Dubai Islamic Bank (DIB) и первый международный финансовый институт на принципах ислама — Islamic Development Bank. Нетрудно заметить, что их рождение совпало с нефтяным кризисом 1973-1974 гг. — временем, когда мусульманские государства почувствовали свою силу. В дальнейшем экономическое влияние и население мусульманских стран быстро росли. Исламский банкинг тоже развивался, но особенно — в последние годы. Тот же DIB еще в недавнем 2002 г. имел всего 12 отделений в ОАЭ. В 2008 г. их стало больше 50, причем банк вышел на рынки Ирана, Пакистана и Судана. Активы старейшего исламского банка достигают $86 млрд — по меркам западной банковской системы он все равно не дотягивает до высшей лиги. Но эти активы выросли многократно за последние годы и продолжают расти, так же как активы других исламских банков, число которых уже приближается к 400. На рынке исламских облигаций (сукук) , который практически не существовал еще лет семь назад, к нынешнему моменту выпущено бумаг на сумму свыше $100 млрд. Рост исламских банков совпал с периодом ускоренного развития финансовых институтов в мусульманском мире вообще. Подспорьем в развитии исламского банкинга являются гигантские госинвестфонды арабских государств, куда поступают доходы от торговли нефтью. Так, например, крупнейший из госинвестфондов Abu Dhabi Investment Authority (ADIA) , серьезно пострадавший от кризиса, но все еще располагающий активами как минимум в $350 млрд, вошел в капитал Abu Dhabi Islamic Bank, после чего тот обрел достаточные ресурсы, чтобы начать политику активной экспансии. Он увеличивает число собственных представительств и поглощает другие банки — например, крупный египетский National Bank for Development, который в течение года после покупки был переведен на нормы шариата. То есть исламский банкинг растет за счет поглощения традиционных банков, действующих в мусульманских странах. По расчетам International Islamic University of Malaysia, в 2010 г. доля исламских банков будет составлять около 20% на рынке мусульманских стран.
«Активы исламских банков невозможно точно оценить, — говорит эксперт Института экономики переходного периода Павел Трунин. — Большая часть их приходится на страны, которые не раскрывают финансовую информацию в достаточной степени». Еще одно препятствие для адекватных оценок — то, что в последние годы в мусульманских странах появилась мода на исламский банкинг и некоторые обычные банки стали называть себя исламскими, продолжая действовать во многом на западный манер. Это отчасти объясняет сверхъестественную скорость роста активов исламской банковской системы, которую декларирует в своих докладах DIB. Еще в 2006 г. они составляли $265 млрд, а в 2008-м уже перешагнули психологический рубеж в $1 трлн. В МВФ исламские активы оценивают ровно в 2 раза скромнее — $500 млрд. Но в любом случае теперь с ними сложно не считаться. То, что гонконгский HSBC уже давно практикует банкинг по-мусульмански, не так удивительно: его штаб-квартира близка к мусульманскому миру даже географически. Больше впечатляет то, что на это идут европейские до мозга костей банки вроде французского BNP Paribas, который буквально в феврале этого года запустил подразделение в Малайзии, занимающееся инвестициями в соответствии с нормами шариата. «Общий рост мусульманского самосознания и экономического благосостояния способствует развитию исламской финансовой системы, которая имеет большое будущее», — уверен специалист по исламской финансовой системе из Университета Дарема профессор Родни Уилсон.
СУКУК ВМЕСТО ЕВРОБОНДОВ?
--------------------------------------------------------------------------------
20% может достичь доля исламских банков на рынках мусульманских стран к 2010 г.
58% — с таким приростом прибыли закончили исламские банки III квартал 2008 г.
* Сihаk M., Hesse H. Islamic banks and financial stability: An empirical analysis. IMF Working Paper. 08/16. 2008.
--------------------------------------------------------------------------------
«Сейчас европейский рынок банковских услуг, соответствующих нормам ислама, развивается за счет мусульманской диаспоры», — объясняет Уилсон. В Западной Европе проживает, только по официальным данным, примерно 15 млн мусульман (по неофициальным — их больше почти в 2 раза) , и темпы рождаемости среди них куда выше, чем у коренного населения. Наиболее привлекательными для исламского банкинга являются такие страны, как Великобритания, Германия, Швеция, Бельгия, где доля мусульманского населения составляет 3-4%. И конечно же, главный рынок — Франция, каждый 10-й житель которой исповедует ислам. Не стоит забывать и о США, где 2,5% населения, или 6-7 млн человек, — мусульмане. Причем американские мусульмане в отличие от европейских по большей части люди с доходами выше среднего.
Очевидно, что финансовый шариат будет крепнуть и дальше благодаря политической и экономической поддержке мусульманских правительств. Но разве может он завоевать Запад, если доля мусульман не превышает нескольких процентов от населения США и Европы? Слова индонезийского президента о миссионерской деятельности не стоит воспринимать как пустое бахвальство. В конце концов, Индонезия — крупнейшая страна мусульманского мира —
РОССИЙСКИЙ ШАРИАТ
Различные исследования эффективности исламских банков, проводившиеся до кризиса, показывали, что по эффективности они примерно равны обычным банкам. Судя по результатам их работы в период кризиса, они пока демонстрируют большую эффективность и надежность в изменившихся условиях. А значит, и созданный несколько лет назад Islamic Bank of Britain, и другие существующие за пределами мусульманского мира исламские банки будут приобретать популярность не только у мусульманской диаспоры. Смогут ли они, как мечтает президент Индонезии, занять лидирующее положение в мировых финансах? «Собственно исламский банкинг вряд ли будет распространяться по всему миру, — считает Ахмад. — Но его элементы могут быть включены в мировую финансовую систему для повышения ее надежности». Какие? Сейчас на этот вопрос нельзя ответить. Ясно лишь, что вряд ли за пределами мусульманской уммы найдут понимание запреты на финансирование сделок с алкоголем или свининой. Зато принцип участия банка в капитале кредитуемой компании может оказаться очень кстати, тем более что им в условиях неопределенности иногда пользуются и традиционные банки. Порой компании не могут сразу согласиться на предоставляемый банком процент, и тогда банк сам участвует в проекте, претендуя помимо оговоренного процента еще и на долю в прибыли — если таковая будет. Убрав из этого описания слово «процент», получится настоящий исламский банкинг.
В каких странах элементы исламского банкинга имеют шансы прижиться? Помимо стран с большой долей мусульман в населении это государства с разветвленной банковской системой, где действует множество небольших банков. Дело в том, что, как оценили в МВФ, исламские банки гораздо эффективнее (понимая под эффективностью соотношение риска и отдачи на активы) , если они невелики. В исследовании*, которое рассмотрело результаты деятельности 77 исламских и 397 обычных банков за 12 лет, показано, что те исламские банки, активы которых не превосходили $1 млрд, оказались на треть эффективнее схожих по размеру западных банков и на четверть эффективнее тех, у которых активы превосходили $1 млрд. «Это связано с тем, что крупным банкам сложно оценивать риски в рамках исламского подхода к финансированию», — объясняют авторы исследования. Маленьким же банкам с индивидуальным подходом к компаниям-клиентам легче определить подходящий для вложения проект, и в рамках разделения ответственности они получают значительную прибыль от его удачной реализации. Крупных немусульманских стран со множеством банков и большой долей мусульман в населении не так много. В какой-то степени этим параметрам соответствуют США и Германия. Но самый подходящий кандидат — Россия с ее 1100 банками и 10% мусульман. В отличие от Казахстана и Киргизии, где шариатские финансы активно развиваются, у нас до сих пор был лишь один небольшой банк, называвший себя исламским, — Бадр-Форте Банк. Но в 2006 г. ЦБ отозвал у него лицензию — за сомнительные с точки зрения закона операции. В общем, до сих пор история мусульманского банкинга в России была не слишком удачной. Но то ведь было до кризиса.
Автор: Александр Кияткин
Источник: SmartMoney