На фоне кризиса западной финансовой системы исламские банки чувствуют себя прекрасно

0 1840

Когда рушатся привычные схемы ведения бизнеса и, кажется, ничего уже не работает так, как надо, наступает момент, чтобы переосмыслить старые подходы к предпринимательству. «Мы наблюдаем коллапс финансовой системы», — заявил знаменитый финансист Джордж Сорос в конце февраля. Что ж, самое время подумать о создании другой системы. Претенденты на эту роль уже имеются. «Исламский банкинг должен занять лидирующую позицию в финансовом мире, — заявил президент Индонезии Сусило Юдхойоно, открывая прошедший на прошлой неделе V Мировой исламский экономический форум. — Поэтому банкиры-мусульмане должны проделать определенную миссионерскую работу в западном мире, чтобы продвинуть концепцию банкинга, основанного на нормах шариата». Несколько лет назад подобные речи можно было бы назвать безумными. Сейчас ситуация немного изменилась. Причин тому две — демография и кризис.


БОЛЬШОЙ РЫНОК


Ислам по числу приверженцев в обозримом будущем превзойдет христианство. Уже сейчас мусульман, по разным оценкам, 1,3-1,5 млрд человек. Большинство из них если и пользуются банковскими услугами, то обычными — западного образца. То есть идет на компромисс с нормами шариата, которые строго воспрещают давать деньги в долг под процент. Но за последние 30-40 лет банкинг по-исламски стал достаточно сложной и развитой системой, чтобы заменить банковский бизнес в западном понимании по крайней мере для ортодоксальных мусульман. Оказалось, что запреты можно обойти, если получение процента заменить либо участием банка в капитале кредитуемого предприятия, либо просто некоторой платой за услуги банка. Первой организацией, которая с 1963 г. предоставляла в каком-то виде банковские услуги правоверным мусульманам, была малайзийская Perbadanan Wang Simpanan Bakal-Bakal Haji (PWSBH) , которая не являлась полноценным банком, а специализировалась на том, чтобы помогать верующим копить на хадж. А в 1975 г. появились первый коммерческий исламский банк — Dubai Islamic Bank (DIB) и первый международный финансовый институт на принципах ислама — Islamic Development Bank. Нетрудно заметить, что их рождение совпало с нефтяным кризисом 1973-1974 гг. — временем, когда мусульманские государства почувствовали свою силу. В дальнейшем экономическое влияние и население мусульманских стран быстро росли. Исламский банкинг тоже развивался, но особенно — в последние годы. Тот же DIB еще в недавнем 2002 г. имел всего 12 отделений в ОАЭ. В 2008 г. их стало больше 50, причем банк вышел на рынки Ирана, Пакистана и Судана. Активы старейшего исламского банка достигают $86 млрд — по меркам западной банковской системы он все равно не дотягивает до высшей лиги. Но эти активы выросли многократно за последние годы и продолжают расти, так же как активы других исламских банков, число которых уже приближается к 400. На рынке исламских облигаций (сукук) , который практически не существовал еще лет семь назад, к нынешнему моменту выпущено бумаг на сумму свыше $100 млрд. Рост исламских банков совпал с периодом ускоренного развития финансовых институтов в мусульманском мире вообще. Подспорьем в развитии исламского банкинга являются гигантские госинвестфонды арабских государств, куда поступают доходы от торговли нефтью. Так, например, крупнейший из госинвестфондов Abu Dhabi Investment Authority (ADIA) , серьезно пострадавший от кризиса, но все еще располагающий активами как минимум в $350 млрд, вошел в капитал Abu Dhabi Islamic Bank, после чего тот обрел достаточные ресурсы, чтобы начать политику активной экспансии. Он увеличивает число собственных представительств и поглощает другие банки — например, крупный египетский National Bank for Development, который в течение года после покупки был переведен на нормы шариата. То есть исламский банкинг растет за счет поглощения традиционных банков, действующих в мусульманских странах. По расчетам International Islamic University of Malaysia, в 2010 г. доля исламских банков будет составлять около 20% на рынке мусульманских стран.

«Активы исламских банков невозможно точно оценить, — говорит эксперт Института экономики переходного периода Павел Трунин. — Большая часть их приходится на страны, которые не раскрывают финансовую информацию в достаточной степени». Еще одно препятствие для адекватных оценок — то, что в последние годы в мусульманских странах появилась мода на исламский банкинг и некоторые обычные банки стали называть себя исламскими, продолжая действовать во многом на западный манер. Это отчасти объясняет сверхъестественную скорость роста активов исламской банковской системы, которую декларирует в своих докладах DIB. Еще в 2006 г. они составляли $265 млрд, а в 2008-м уже перешагнули психологический рубеж в $1 трлн. В МВФ исламские активы оценивают ровно в 2 раза скромнее — $500 млрд. Но в любом случае теперь с ними сложно не считаться. То, что гонконгский HSBC уже давно практикует банкинг по-мусульмански, не так удивительно: его штаб-квартира близка к мусульманскому миру даже географически. Больше впечатляет то, что на это идут европейские до мозга костей банки вроде французского BNP Paribas, который буквально в феврале этого года запустил подразделение в Малайзии, занимающееся инвестициями в соответствии с нормами шариата. «Общий рост мусульманского самосознания и экономического благосостояния способствует развитию исламской финансовой системы, которая имеет большое будущее», — уверен специалист по исламской финансовой системе из Университета Дарема профессор Родни Уилсон.


СУКУК ВМЕСТО ЕВРОБОНДОВ?
--------------------------------------------------------------------------------


20% может достичь доля исламских банков на рынках мусульманских стран к 2010 г.

58% — с таким приростом прибыли закончили исламские банки III квартал 2008 г.

* Сihаk M., Hesse H. Islamic banks and financial stability: An empirical analysis. IMF Working Paper. 08/16. 2008.

 

--------------------------------------------------------------------------------

«Сейчас европейский рынок банковских услуг, соответствующих нормам ислама, развивается за счет мусульманской диаспоры», — объясняет Уилсон. В Западной Европе проживает, только по официальным данным, примерно 15 млн мусульман (по неофициальным — их больше почти в 2 раза) , и темпы рождаемости среди них куда выше, чем у коренного населения. Наиболее привлекательными для исламского банкинга являются такие страны, как Великобритания, Германия, Швеция, Бельгия, где доля мусульманского населения составляет 3-4%. И конечно же, главный рынок — Франция, каждый 10-й житель которой исповедует ислам. Не стоит забывать и о США, где 2,5% населения, или 6-7 млн человек, — мусульмане. Причем американские мусульмане в отличие от европейских по большей части люди с доходами выше среднего.

Очевидно, что финансовый шариат будет крепнуть и дальше благодаря политической и экономической поддержке мусульманских правительств. Но разве может он завоевать Запад, если доля мусульман не превышает нескольких процентов от населения США и Европы? Слова индонезийского президента о миссионерской деятельности не стоит воспринимать как пустое бахвальство. В конце концов, Индонезия — крупнейшая страна мусульманского мира — когда-то  встала под знамя с полумесяцем мирным путем, именно благодаря мусульманским миссионерам. А на этот раз речь ведь идет не о вере, а о принципах ведения бизнеса. Европейцы вполне могут их перенять, особенно если мусульмане смогут предъявить пример более эффективной и надежной бизнес-системы. Тирад Махмуд, глава Abu Dhabi Islamic Bank, уже предъявляет. По итогам III квартала 2008 г. прибыль исламских банков выросла на 58%, сообщил он, добавив, что 2009 год будет «хорошим годом» для исламского банкинга. В ситуации, когда традиционные банки соревнуются в гонках по наклонной плоскости, такие показатели напоминают о сказках Шехерезады. «Исламские банки не были подвержены ипотечному кризису, с которого начался кризис глобальный, — объясняет эксперт RGE Monitor Сайед Ахмад. — И сейчас даже многие немусульмане бегут туда из западных банков в поисках безопасной гавани, ведь исламские банки имеют иммунитет к многим проблемам западного банкинга из-за ограничений, которые накладывают на них нормы ислама». Система депозитов в исламских банках построена на разделении рисков и устроена так, что делает панику вкладчиков менее вероятной. Гигантские пирамиды из деривативов, под обломками которых сейчас мучается мировая экономика, тоже невозможны в мире исламских финансов, так как там практически не существует вторичного рынка ценных бумаг. Но главное — запрет на взимание процента, точнее, общий взгляд на деньги исключительно как на средство для создания чего-то  и, как следствие, запрет на ростовщичество и спекуляции. Чтобы создать полноценную финансовую систему, которая и весь спектр услуг обеспечит, и против шариата не пойдет, пришлось идти на множество ухищрений. Но самое главное изобретение, которое позволяет системе кредитовать, — это вхождение в капитал предприятия на определенных условиях раздела прибыли или убытков. Благодаря этому исламский банк всегда тесно связан со своими клиентами, что действительно выгодно отличает его от обычного банка. «Система, которая не связана достаточно прочно с реальной производительной деятельностью, — это угроза для экономической системы в целом», — поучал на прошлой неделе Запад вице-премьер и министр финансов Малайзии Наджиб Разак.


РОССИЙСКИЙ ШАРИАТ


Различные исследования эффективности исламских банков, проводившиеся до кризиса, показывали, что по эффективности они примерно равны обычным банкам. Судя по результатам их работы в период кризиса, они пока демонстрируют большую эффективность и надежность в изменившихся условиях. А значит, и созданный несколько лет назад Islamic Bank of Britain, и другие существующие за пределами мусульманского мира исламские банки будут приобретать популярность не только у мусульманской диаспоры. Смогут ли они, как мечтает президент Индонезии, занять лидирующее положение в мировых финансах? «Собственно исламский банкинг вряд ли будет распространяться по всему миру, — считает Ахмад. — Но его элементы могут быть включены в мировую финансовую систему для повышения ее надежности». Какие? Сейчас на этот вопрос нельзя ответить. Ясно лишь, что вряд ли за пределами мусульманской уммы найдут понимание запреты на финансирование сделок с алкоголем или свининой. Зато принцип участия банка в капитале кредитуемой компании может оказаться очень кстати, тем более что им в условиях неопределенности иногда пользуются и традиционные банки. Порой компании не могут сразу согласиться на предоставляемый банком процент, и тогда банк сам участвует в проекте, претендуя помимо оговоренного процента еще и на долю в прибыли — если таковая будет. Убрав из этого описания слово «процент», получится настоящий исламский банкинг.

В каких странах элементы исламского банкинга имеют шансы прижиться? Помимо стран с большой долей мусульман в населении это государства с разветвленной банковской системой, где действует множество небольших банков. Дело в том, что, как оценили в МВФ, исламские банки гораздо эффективнее (понимая под эффективностью соотношение риска и отдачи на активы) , если они невелики. В исследовании*, которое рассмотрело результаты деятельности 77 исламских и 397 обычных банков за 12 лет, показано, что те исламские банки, активы которых не превосходили $1 млрд, оказались на треть эффективнее схожих по размеру западных банков и на четверть эффективнее тех, у которых активы превосходили $1 млрд. «Это связано с тем, что крупным банкам сложно оценивать риски в рамках исламского подхода к финансированию», — объясняют авторы исследования. Маленьким же банкам с индивидуальным подходом к компаниям-клиентам легче определить подходящий для вложения проект, и в рамках разделения ответственности они получают значительную прибыль от его удачной реализации. Крупных немусульманских стран со множеством банков и большой долей мусульман в населении не так много. В какой-то степени этим параметрам соответствуют США и Германия. Но самый подходящий кандидат — Россия с ее 1100 банками и 10% мусульман. В отличие от Казахстана и Киргизии, где шариатские финансы активно развиваются, у нас до сих пор был лишь один небольшой банк, называвший себя исламским, — Бадр-Форте Банк. Но в 2006 г. ЦБ отозвал у него лицензию — за сомнительные с точки зрения закона операции. В общем, до сих пор история мусульманского банкинга в России была не слишком удачной. Но то ведь было до кризиса.

 

Автор: Александр Кияткин
Источник: SmartMoney  

Поделиться

Комментарии

Отменить