Правительство одобрило план мероприятий по борьбе с отмыванием преступных доходов, подготовленный Росфинмониторингом. Об этом было объявлено в рамках рабочей встречи банкиров, Центробанка и Росфинмониторинга. Как пояснила начальник управления надзорной деятельности Росфинмониторинга Галина Бобрышева, этот план подготовлен для устранения недочетов, которые в ходе своей проверки российской банковской системы отметила группа FATF. «Несоответствие этим рекомендациям влечет нежелательные для России последствия»,- заявила она.
В частности, для соответствия требованиям FATF необходимо обязать банки пристально следить за операциями российских должностных лиц. Соответствующий доклад Росфинмониторинг планирует внести в правительство до конца первого полугодия. Поправки с соответствующими требованиями могут быть внесены в закон 115-ФЗ об отмывании доходов, полученных преступным путем, следует из утвержденного правительством плана.
Сейчас банки должны следить за операциями лишь иностранных публичных должностных лиц. Согласно Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Россией, под определение «публичного должностного лица» подпадают «любые назначаемые или избираемые представители законодательных, исполнительных, административных или судебных органов на постоянной или временной основе за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица, а также лица, выполняющие какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющие какую-либо публичную услугу».
Согласно действующей редакции антиотмывочного законодательства, банки обязаны выявлять среди клиентов иностранных публичных должностных лиц, принимать их на обслуживание только на основании письменного решения руководителя финансовой организации, а также «принимать меры по определению источников происхождения» их денежных средств. Банки должны уделять повышенное внимание операциям не только иностранных должностных публичных лиц, но и их супругов и близких родственников — детей, дедушек, бабушек и внуков, братьев и сестер, или операциям, проводимым от их имени.
Для того чтобы обязать банки пристально отслеживать операции российских должностных лиц, придется конкретизировать понятие должностного лица в рамках антиотмывочного закона. «В уголовном праве, например, понятие должностного лица гораздо шире понятия госслужащего, которое используется в законодательстве о госслужбе. Можно предположить, что к должностным лицам механически приравняют отдельные категории и группы госслужащих, уже предусмотренные действующим законодательством. Но сложность в том, что в субъектах РФ есть собственное законодательство о госслужбе, и это придется учитывать»,- указывает завкафедрой государственного, международного и европейского права Российской правовой академии Минюста Вадим Виноградов.
За основу может быть взято и определение должностного лица в конвенции ООН, указывает юрист фирмы Lidings Лариса Котова, поскольку положения конвенции имеют, как все международные конвенции, ратифицированные Россией, приоритет над нормами российского права.
Если такая норма будет принята, под пристальный контроль попадут операции депутатов, судей, чиновников, говорит заместитель гендиректора юридической компании «Велес Лекс» Евгений Акимов. «При этом следует учитывать, что в России огромное количество депутатов всех уровней, начиная от депутатов муниципальных образований и мировых судей и заканчивая губернаторами, депутатами Государственной думы, членами Совета федерации, министрами, не говоря уже об их родственниках»,- указывает эксперт.
Если меры по контролю за операциями российских должностных лиц будут аналогичны тем, которые уже указаны в законе для иностранных должностных лиц, их операции на сумму ниже 600 тыс. руб. (о более крупных операциях банки и так сообщают в Росфинмониторинг) будут подвергаться более пристальному мониторингу, чем операции рядовых граждан. Если за рядовыми гражданами, согласно закону, следить надо «систематически», то за чиновниками «на постоянной основе». По мнению заместителя гендиректора аудиторской компании «Финэкспертиза» Натальи Борзовой, банки будут группировать операции чиновников в отдельную базу, чтобы по запросу из ФСФМ или, например, антикоррупционной комиссии оперативно предоставить информацию о том, какие платежи, куда, когда, с какой регулярностью и на каких основаниях проводились.
Сейчас, по ее словам, оперативно найти подробную информацию о каждодневных операциях рядового гражданина в массиве данных о банковских операциях практически невозможно. Исключение составят лишь уплата налогов, пеней, штрафов, алиментов, коммунальные платежи, платежи бюджетникам, например, за государственный детский сад на сумму менее 30 тыс. руб. Платеж, например, за частный детсад, на какую бы сумму он ни был проведен, будет зафиксирован, указывают юристы, даже если он проведен родственником должностного лица.
Тот факт, что Росфинмониторинг решил актуализировать статью о публичных должностных лицах в 115-м законе именно теперь, когда борьба с коррупцией взята под личный контроль президента, по мнению экспертов, свидетельствует о желании ведомства поучаствовать в этой борьбе доступными для него методами. «Очевидно, что эта идея противников иметь не будет, и на этой волне Росфинмониторинг заработает свои дивиденды»,- говорит директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк. А гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников считает, что в существующей версии 115-го закона оговорка «иностранные» отнюдь не случайна. «Слово „иностранные“ появилось в ходе серьезной лоббистской работы, чтобы не бороться с коррупцией,- считает эксперт.- Сейчас, когда эта тема стала актуальной, решили внести эту поправку в закон».
Расширение нормы на российских должностных лиц возможно, только если будет создан список с их фамилиями, считают банкиры. «Важно только одно — предельная конкретика поручения. В противном случае банк рискует попасть в тиски „мотивированного суждения“ чиновника»,- говорит президент Русславбанка Николай Гусман. По мнению член совета директоров банка «Ноосфера» Александра Акулова, необходимо создание базы, которая будет постоянно актуализироваться.
Впрочем, юристы сомневаются в том, что применение нормы будет эффективным. «Высшие чиновники весьма грамотны для того, чтобы проводить от своего имени или от имени своих близких подконтрольные операции. Это может оказаться популистской нормой, которую несложно будет обойти»,- резюмирует член Общественной палаты, член президиума Ассоциации юристов России Владислав Гриб.
Авторы: Юлия Локшина, Светлана Дементьева, Ольга Плешанова
Источник: Коммерсант