Как банки «честно» дурят клиентов

0 1137

Многие российские кредитные организации системно злоупотребляют своим положением заведомо экономически более сильного участника потребительского рынка. Чаще всего выражается во включении в договоры условий, ущемляющих законные интересы граждан и ограничивающих их права как потребителей. При этом банки используют наработанные приемы зарубежных «коллег», показавшие свою исключительную эффективность по относительно «честному» (то есть без уголовно наказуемых деяний) зарабатыванию сверхприбылей – приемы, давно осужденные международным сообществом как недопустимые в цивилизованном рынке.

Трагедия в Ленинске-Кузнецком, где 13 марта произошел налет и захват заложников в местном отделении «УРСА Банка», получила новое развитие. Роспотребнадзор считает, что это происшествие может быть связано с намеренным злоупотреблением правом в повседневной банковской практике. Об этом сообщает «Свободная пресса».

Роспотребназор на своем официальном сайте опубликовал заявление о том, что некоторые банки в РФ, ссылаясь на финансовый кризис, злоупотребляют своим положением, поднимая в одностороннем порядке кредитные ставки и ограничивая заемщиков в правах. В качестве примера недобросовестного поведения на рынке потребительского кредитования называется деятельность того самого «УРСА Банка».

По одной из основных версий следствия 51-летний Игорь Ерофеевский, совершивший налет на банк и убитый снайпером при освобождении заложников, имел огромные долги. По словам его гражданской жены, в последнее время к нему домой приходили некие частные лица и приставы, которые требовали расчета по кредитам. Есть основание считать, что Ерофеевский решился на такой шаг от отчаяния. Конечно же, это не оправдывает его действия. Но случай весьма показательный. И, как задается вопросом в своем обращении Роспотребнадзор, «…Быть может, случившееся в офисе ОАО «УРСА Банк» в г. Ленинск-Кузнецком (Кемеровская область) заставит данную кредитную организацию по-другому взглянуть на реалии сегодняшнего дня?»

Дело в том, что Роспотребнадзор давно конфликтует с банком, на который совершил налет отчаявшийся должник. Деятельность «УРСА Банка» на рынке потребительского кредитования не раз привлекала к себе внимание территориальных органов Роспотребнадзора в различных регионах РФ. При этом в ходе неоднократных судебных разбирательств, происходивших по инициативе банка в арбитражных судах всех уровней, Роспотребнадзор в лице своих территориальных органов регулярно отстаивал свою позицию в том, что данная кредитная организация грубо нарушает права потребителей, включая в кредитные договоры заведомо незаконные условия.

И это не единичный случай. Анализ правоприменительной практики, проведенный специалистами Роспотребнадзора, показал, что многие российские кредитные организации системно злоупотребляют своим положением заведомо экономически более сильного участника потребительского рынка, что чаще всего выражается во включении в договоры условий, ущемляющих законные интересы граждан и ограничивающих их права как потребителей. Как отмечает надзорная служба, при этом банки используют наработанные приемы зарубежных «коллег», показавшие свою исключительную эффективность по относительно «честному» (то есть без уголовно наказуемых деяний) зарабатыванию сверхприбылей, – приемы, как правило, давно осужденные международным сообществом как недопустимые в цивилизованном рынке.

Одновременно Роспотребнадзор сразу столкнулся с агрессивной оппозицией банковского сообщества по такого рода вопросам. «Что не запрещено Законом «О банках и банковской деятельности» и Банком России, то разрешено» – вот предельно простая логика кредитных организаций и вместе с тем – своеобразная интерпретация «по-банковски» принципа «свободы гражданских правоотношений», отмечают специалисты Роспотребнадзора.

В настоящее время это выражается в одностороннем поднятии кредитных ставок, отзыве кредитов по причине «финансового кризиса», запрещении клиентам распоряжаться их собственными деньгами на банковских счетах, активной подмене кредитных договоров отношениями «по кредитным картам», «продажах» своих «проблемных» заемщиков коллекторским агентствам и т.д. и т.п.

Банкиры, выдавая кредиты, умалчивают о множестве существенных деталей, но клиенты банков должны знать, что законодательство Российской Федерации состоит не только из Закона «О банках и банковской деятельности». Существуют еще и Конституция Российской Федерации, и Гражданский кодекс РФ, и Закон РФ «О защите прав потребителей», которые не в силах отменить ни одна банковская лицензия.

И в этой ситуации Роспотребнадзор начал рассылать своим территориальным представительствам информационные письма, содержащие рекомендации по защите прав потребителей, в основном, в сфере банковского кредитования. Упор был сделан на разъяснительную работу – не только с клиентами, но и с банкирами. Такие попытки наладить конструктивный диалог между банкирами и их клиентами в конфликтных ситуациях, если и не вызывал восторгов со стороны банкиров, то по крайней мере, не встречал яростного сопротивления. Поэтому чиновники федеральной службы были обескуражены тем, что «нашелся» один банк, который решил вступить с ними в судебную полемику.

Чем это закончится – пока не известно: тяжбы продолжаются. Возможно, что Роспотребнадзор в чем-то перегнул палку, а, может, и «УРСА Банк» действительно допускал нарушения прав своих клиентов. Судьи, в конце концов, вынесут окончательный вердикт.

Но хочется отметить другое. То, что резюме Роспотребнадзора – «кредитные организации системно злоупотребляют своим положением» – было предано широкой гласности только после трагедии в Кемеровской области. И выглядит оно так, как будто Роспотребнадзор пытается использовать его не столько в «защите прав потребителей и благосостояния человека», сколько в борьбе с конкретным банком, ввязавшимся в судебную тяжбу с надзорной службой. Основание так полагать дает тот факт, что Роспотребнадзор не опубликовал перечень банков, «ущемляющих законные интересы граждан и ограничивающих их права как потребителей». Ограничился только тем, который что-то «пикнул против», да еще и попал в скандальную историю с налетом на свой офис.

Если уж говорить о «системных злоупотреблениях» банкиров, то и бороться с ними надо системно. А не дожидаться, пока обанкротившиеся и отчаявшиеся заемщики массово не начнут захватывать банковские офисы.

Поделиться

Комментарии

Отменить