Банковский сектор показал во втором месяце года невысокую активность. Действия игроков в основном связаны со спасением от финансового краха своих менее удачливых коллег — конкурентов.
Причем M&A сделки были связаны не только с непосредственным поглощением компаний, но и покупкой отдельных частей бизнеса (допофисов, недвижимости и т.д.) , в процессе банкротств отдельных игроков.
Основным событием рынка стала новость об облегчении процедуры слияний и поглощений банков. Это нормативный акт уже зарегистрировал Минюст. Сроки прохождения процедуры рассмотрения и согласования документов для соответствующих сделок будут сокращены до 3 месяцев. Документ предполагает существенное сокращение сроков сбора документов по банкам и оценки их деятельности.
Если документ все-таки вступит и силу, и Банк России своими «уточнениями“ и инструкциями не станет корректировать его содержание, можно ожидать существенного облегчения проведения M&A сделок для финансового сектора.
Отдельно стоит отметить, что текущая процедура реорганизации кредитных учреждений, весьма сложна и дорога для игроков. Эксперты MAonline видят в этих ограничениях основные препятствия на пути консолидации рынка вокруг действительно сильных банков.
Как показал прошлой осенью первый для России острый этап кризиса, помощь банкам осуществлялась за счет предоставления стабилизационных кредитов, и лишь потом проблемные банки интегрировались в“материнскую“ структуру. Фактически одно согласование регулирующим органом покупки акций занимало продолжительное время, что негативно сказывалось на оперативности. Предоставление стабилизационных займов должно было гарантироваться активами, разрешение на передачу которых нужно было еще получить. Есть весьма высокая вероятность того, что теперь ситуация изменится в лучшую сторону.
С юридическими тонкостями связано и изменение схемы слияния “МДМ» и «Урса-Банка». Акционеры решили присоединить «МДМ» к «Урса-банку», но объединенный банк будет работать под брендом «МДМ». По мнению экспертов MAonline, такая схема, прежде всего, принята из-за того, что привилегированные акции «Урса-банк» торгуются на российской бирже, и новая схема будет более прозрачной и понятной для их владельцев. Этим же решением банки смогут избежать возможного массового обязательного выкупа акций у миноритарных акционеров.
«Альфа банк» объявил, что продолжит M&A-экспансию. После приобретения 85% акций екатеринбургского банка «Северная казна» «Альфа» рассматривает еще несколько потенциально интересных активов, причем по некоторым из них уже ведутся предварительные переговоры.
Интерес банка не ограничивается только российским банковским рынком. Так, украинская дочка «Альфа-Банка» получила предложение от Национального банка Украины (НБУ) принять участие в финансовом оздоровлении нескольких украинских банков.
Банк «Финсервис», аффилированный с продуктовой сетью «Седьмой континент», может быть продан GE Money Bank. Последний уже вступил в переговоры с акционерами и сделал предварительное предложение, правда официально сторонами факт проведения переговоров пока не подтверждается.
Государственные банки, по всей видимости, получили команду восстанавливать влияние Москвы на постсоветском пространстве. Так, например, «Внешэкономбанк» «может выкупить один из ликвидируемых банков Киргызстана, чтобы иметь подконтрольный банк, который будет обслуживать кредит на строительство Камбар-Атинской ГЭС-1 — $1,7 млрд.
А „ВТБ“ зарегистрировал очередную „дочку“, на сей раз в Азербайджане. Банк пошел по пути приобретения контрольного пакета акций местного игрока — „AFBank“, который был переименован в ООО „ВТБ-Азербайджан“.
„ВЭБ“ наряду со „Сбербанком“ в свою очередь может поучаствовать в спасении казахстанского „БТА банка“. Причем „ВЭБ“ в качестве инвестора имеет определенные преимущества перед „Сбером“. Во-первых, требования, предъявляемые к его отчетности, не столь жесткие, как в отношении „Сбербанка“. Во-вторых, сделка может представлять прямой коммерческий интерес для «ВЭБа», поскольку ранее он подписал соглашение о предоставлении до $3 млрд. казахстанскому госфонду национального благосостояния на реализацию ряда крупных инвестиционных проектов в Казахстане. Наличие собственного финансово-кредитного учреждения дает возможность направить через него денежные потоки и установить дополнительный контроль над выделяемыми денежными средствами.
Напомним, правительство Казахстана вынуждено было национализировать крупнейшие банки страны, чтобы избежать краха национальной банковской системы. Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» за номинальную стоимость выкупил у собственников контрольные пакеты акций «БТА Банка» (78,14%) и «Альянс Банка» (76%) по различным схемам. Практически в тот же день оба банка получили дополнительно на свои счета от государства $1,7 млрд. ( «БТА») и $200 млн. ( «Альянс»).
До сих пор преодолеть кризис зависших платежей двух флагманов казахстанского банковского сектора не удалось, и они по-прежнему находятся на грани дефолта, поддерживая жизнь за счет краткосрочной ликвидности, предоставленной Нацбанком.
БАНКРОТСТВА
Февраль оказался богатым на отзыв лицензий (банкротства) кредитных организаций. Причем директор департамента лицензирования ЦБ Михаил Сухов отметился парадоксальным заявлением, что «ситуация с частым отзывом банковских лицензий в России напрямую не связана с текущим финансовым кризисом. Нужно смотреть каждый отдельный случай. Только конкретные участники рынка могут ответить в отношении, каких банков можно ожидать соответствующих мер в ближайшее время», — добавил он.
Высказывание чиновника продолжает тему, что в России кризиса нет, а если и есть, то «маленький“. Во всей видимости, убеждая в этом население, власти и себя пытаются успокоить, что все не так плохо, как кажется их зарубежным коллегам.
А вот если проанализировать истинные причины отзыва лицензий, то ситуация становится не столь радужной, как ее пытаются представить.
Оснований для отзыва лицензий есть несколько, например существенная недостоверность отчетных данных и неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
Если посмотреть основания отзыва лицензий летом 2009 г., то основанием выступало в основном первая причина, связанная с легализацией и отмыванием“грязных денег». А вот сейчас уже фигурируют оба основания, т.к. при наличии второго, первое является его обязательным спутником.
«Банк ВЕФК-Урал», «Газинвестбанк», «ИКБ „Судкомбанк“, „Инкасбанк“, „Интегро“ пошли „под нож“ именно из-за проблем с ликвидностью.
Источник: Слияния и поглощения