(ЭКА) традиционно рассматривались как государственный инструмент поддержки национального эскпорта, а также как инструмент усиления позиций национальных экономик на зарубежных рынках. В статье автор описывает сложившуюся современную международную экспортно-кредитную систему, ее актуальные аспекты, возможности и инструменты." />

Современная международная экспортно-кредитная система

0 1803

Экспортные кредитные агентства (ЭКА) традиционно рассматривались как государственный инструмент поддержки национального эскпорта, а также как инструмент усиления позиций национальных экономик на зарубежных рынках. В статье автор описывает сложившуюся современную международную экспортно-кредитную систему, ее актуальные аспекты, возможности и инструменты.
С момента создания в 1919 году первого экпортного кредитного института (ECGD — в Великобритании) сложилось отношение к ЭКА как страховщику последней инстанции, которого имеет смысл привлекать для покрытия политических и коммерческих рисков, не принимаемых в страхование частным рынком.

Международная торговля и международные инвестиции в реальный сектор влекут за собой определенные риски и нуждаются в финансировании и сопутствующих финансовых услугах. Если в торговом финансировании частный сектор представлен различными группами игроков (коммерческими банками, поставщиками, покупателями, частными страховыми компаниями, перестраховщиками, небанковскими финансовыми институтами, а также рынками капитала) , то основными проводниками публичной поддержки выступают экспортные кредитные агентства и международные банки развития.

В традиционной системе экспортного финансирования коммерческие банки играют центральную роль, не только предоставляя канал для проведения платежей от импортера к экспортеру, но также предоставляя кредитование, часто обеспеченное лишь правами на финансируемый товар. В рамках этой деятельности банки несут определенные риски, при этом официальные ЭКА привлекаются тогда, когда риск неплатежа несоразмерно высок для частного финансового сектора.

Экспортный кредит вовлекает два типа рисков — коммерческие и политические.

Коммерческие риски включают: риск дефолта или неплатежеспособности должника, а также неправомочный отказ покупателя принять товар или риск одностороннего расторжения коммерческого контракта.

Политические риски включают: экспроприацию; конфискацию; национализацию; мораторий или ограничение валютных операций, введенное по политическим или экономическим мотивам в стране импортера; колебания обменного курса, происходящие в результате законодательных действий властей; эмбарго; войну, революцию, гражданские волнения.

Государственный сектор имеет ряд преимуществ по сравнению с частным, это касается и доступа к определенного рода информации, в том числе при урегулировании суверенных долгов через Парижский клуб, и возможности предоставления покрытия на длительные сроки и при поддержке больших стратегических проектов. В том числе и поэтому необходимость поддержки ЭКА наиболее остро ощущается при экспорте в развивающиеся страны, при экспорте инвестиционных товаров и при средних и длинных сроках финансирования проектов.

Большинство ЭКА оказывают поддержку в виде страхования или предоставления гарантий. Только небольшая группа ЭКА имеет возможность прямого финансирования, когда экспортный кредит предоставляется государственным банком или банком, получившим от государства соответствующий мандат.

Существуют несколько основных юридически-организационных форм ЭКА. Так, в Великобритании и Швейцарии ЭКА представлены государственными департаментами правительств. В некоторых развивающихся странах государственная поддержка экспорта предоставляется в виде специальных экспортно-кредитных программ через центральные банки либо министерства финансов или промышленности.

Однако наиболее распространенная форма — это предоставление услуги через автономные организации, принадлежащие государству. Некоторые агентства предоставляют исключительно страхование или финансирование, в то время как другие объединяют и то, и другое под одной крышей. Многие азиатские страны содержат по две отдельные организации для проведения страхования и финансирования (например, Китай, Япония, Индия, Южная Корея, Малайзия и Таиланд).

В некоторых странах государства имеют эксклюзивные соглашения с частными компаниями. В качестве примера можно привести Coface во Франции, Euler Germes в Германии и Atradius (бывший Gerling-NGM) в Нидерландах.

За свою долгую историю цели и задачи ЭКА как института государственной поддержки никогда не были строго определены и менялись в зависимости от макроэкономических и общественно-социальных тенденций. В последние двадцать лет литература, касающаяся теоретической аргументации и обоснования эмпирических результатов деятельности ЭКА, практически исчезла. Наиболее высоким академический интерес к деятельности ЭКА был в 80-е годы ХХ века.

Показательно, что исследование, опубликованное в 1989 году World Bank Research Observer, перечисляет следующие аргументы в пользу деятельности ЭКА:

— несостоятельность финансовых рынков. Причинами могут являться: недостаточность информации об экспортных рисках; ограниченность и сегментированность доступа к кредитованию наиболее рискованных или небольших заемщиков; слабая структура кредитов;

— риск, возникающий из-за неопределенности, разрозненности и неинтегрированности частных страховых рынков: это именно те факторы, которые вбивают клин между качеством риска и соответствующей ему «разумной» премией;

— риск недобросовестности и неблагоприятный отбор: эти два понятия являются неотъемлемой составляющей риска и могут привести к росту премии свыше того порога, когда экспортеры готовы или хотят покупать страховку;

— промышленная политика — этот постулат проистекает из идеи стратегической торговли, например экономия, обусловленная ростом масштаба производства на недостаточно конкурентных рынках;

— занятость населения и платежный баланс: безработица и дефицит торгового баланса тоже указывались среди факторов, обосновывающих государственные экспортно-кредитные программы;

— стремление соответствовать аналогичным программам других стран для поддержки конкурентной борьбы на мировой торговой арене, когда экспортные субсидии объединяют с другими инструментами, такими как помощь в развитии.

Оказание поддержки в тех случаях, когда частный рынок не способен это сделать, подразумевало некий альтруизм, при этом оправдание следовало из концепции общественной полезности такой деятельности. При этом считалось, что расходы на предоставление государственных субсидий будут компенсированы некой социальной выгодой или полезностью. Производство экспортных товаров ассоциировалось с высокими технологиями и высоким качеством товара. Выгода при этом проистекала из поддержки занятости, инновационных секторов экономики, генерации экспортной выручки, и, таким образом, обосновывалось использование денег налогоплательщиков как основного источника государственных финансов.

В 70-е и 80-е годы ХХ века главной задачей экспортных кредитов индустриально развитых стран было создание стимула для поддержки занятости и поддержания платежного баланса, особенно в странах, страдающих от потери конкурентности своей продукции и высокой инфляции. Однако, по некоторым оценкам, на самом деле влияние экспортно-кредитной политики на макроэкономику было довольно противоречивым и с течением времени многие страны стали достигать стабилизации за счет других инструментов, таких как сбалансированная фискальная политика. Более того, были введены дополнительные ограничения на предоставление связанной помощи.

В середине 80-х годов прошлого столетия на базе идей, вытекающих из теории стратегической торговли, а также основывающихся на положительном опыте развивающихся азиатских стран, государственная экспортно-кредитная поддержка была направлена на стимулирование стабильного роста экспортно ориентированных отраслей и создание национальных лидеров-экспортеров.

Модель работы ЭКА была изменена так, чтобы помогать экспортерам в преодолении рыночных барьеров и выходе на монополистические или олигополистические рынки.

В последние 10–15 лет, совпавших со стремительным ростом экономик ряда развивающихся стран, официальная экспортно-кредитная поддержка была востребована как инструмент завоевания новых рынков.

До этого момента экспортный кредит рассматривался строго как связанный кредит, отвечающий следующей схеме: национальный производитель (высокий процент национального компонента) — национальный экспортер (компания, зарегистрированная в стране ЭКА) — национальный перевозчик для доставки товара (например, в случае с США).

В некоторых случаях эта логика была неприменима. Например, для экономик с высокой степенью интеграции в международную систему производства и торговли ограничения по поводу национального компонента становились абсолютно неприменимы. Правила постепенно смягчались и, вероятно, потребуют дальнейшего пересмотра. Однако чем сложнее оценить влияние экспортных кредитных программ на поддержание роста национальных экономик, тем сложнее оправдать использование бюджетных денег для предоставления субсидий.

В свете тенденции развития глобальной экономики в последние десятилетия к бизнес-модели ЭКА был предъявлен ряд требований, которые нашли свое воплощение в ряде изменений. В результате последнее десятилетие ознаменовалось успешным движением от негативных денежных потоков, генерируемых ЭКА, и серьезных убытков такой деятельности к росту операционной прибыли и успехам в действиях, направленных на возмещение долгов.

Реальность требовала расширения традиционной роли и исторической бизнес-модели. Глобализация торговли и интеграция финансовых рынков, изменение структуры организации промышленного производства (выразилось в делокализации) и все возрастающая роль частного сектора в условиях рыночной дерегуляции привели к возникновению достаточного числа альтернатив классическому экспортному кредиту с поддержкой ЭКА и к ограниченному его применению.

Как ни странно, именно в период академического забвения мир ЭКА пережил серьезную трансформацию. За кризисом 1990-х последовали значительные реформы в мире ЭКА, к сожалению, слабо замеченные вне этого мира.

Международное регулирование
Эволюция отношения к роли ЭКА получила свое отражение и в международном регулировании.

Как известно, основополагающим международным документом в этой области является Международное соглашение об экспортных кредитах (Guidelines for Officially Supported Export Credits) , более известное как Консенсус (Consensus) , принятое 22 странами — членами ОЭСР в 1978 году. Основной целью Консенсуса является поддержка конкуренции между экспортерами стран ОЭСР, опирающейся на цену и качество экспортируемых товаров и услуг, а не на более благоприятные условия государственной поддержки. Этот документ регламентирует кредиты со сроком погашения, превышающим два года.

Официальные кредиты могут быть предоставлены в разных формах: в виде гарантии, страхования экспортных кредитов (покрытие) , финансовой поддержки (прямой кредит) , прямого кредита и рефинансирования, субсидии процентных ставок или комбинации вышеперечисленного. Консенсус также применим к связанной помощи (tied aid). Его действие не распространяется на товары сельского хозяйства и военного назначения.

ОЭСР (OECD) с новыми нормами регулирования ввела более строгие и консервативные финансовые принципы — предписывая, например, придерживаться в работе принципа безубыточности и стремиться к экономически и социально целесообразным и убедительным сделкам. Это, в частности, предполагает придерживаться минимального размера премии, соблюдать экологические стандарты, предотвращать коррупцию.

Минимальный размер обязательного аванса в рамках экспортного контракта установлен на уровне 15% от его стоимости. Разрешено финансирование/страхование самой страховой премии в размере 100%. По желанию сторон премия может быть включена в стоимость контракта, при этом специально определена. Покрытие локальных затрат не должно превышать 30% стоимости контракта: последнее условие было введено на испытательный период, срок действия которого продлен до 31 декабря 2010 года.

Максимально возможный срок погашения экспортных кредитов зависит от категории страны-импортера, к первой категории относятся страны, входящие в Graduation list Мирового банка, все остальные страны относятся ко второй категории. Так, максимальный срок погашения для стран первой категории составляет 5 лет (в исключительных случаях — 8,5 лет) , для стран второй категории этот срок составляет 10 лет.

Исключения в сроках погашения при финансировании различных секторов представлены в таблице.

 

Сектор экономики Максимальный срок, лет
Тепловые станции 12
Корабли 12
Проектное финансирование 14
Возобновляемые виды энергии 15
Атомные станции 15
Самолеты (и вертолеты) 15

 

В последние годы в рамках Консенсуса заключены четыре специальных соглашения, регламентирующих экспортные кредиты в гражданском самолетостроении/секторе торговли самолетами, строительстве атомных станций, кораблестроении/секторе торговли кораблями, возобновляемой энергетике и водоснабжении. В целом данные соглашения призваны внести спрaведливую конкуренцию в эти секторы. Эти соглашения определяют помимо сроков и условий погашения также размер премии для указанных отраслей.

В апреле 1999 года после многолетней интенсивной работы экспертной группы под руководством Пьера Кнаппена была введена в действие методика определения минимальной страховой премии, известной как Knaepen package. Ключевые факторы, определяющие MPR1, включают в себя: классификацию странового риска; горизонт риска; процент покрытия кредита и качество кредитного продукта; наличие строго определенных элементов структурирования, смягчающих страновой риск, которые позволяют применить понижающий коэффициент.

MPR не применим к расчету премии в кораблестроении и самолетостроении.

ОЭСР устанавливает классификацию страновых рисков в восьми категориях — от 0 до 7, при этом к нулевой категории отнесены страны с минимальным суверенным риском. Пересмотр категории риска по каждой стране происходит на ежегодной основе. Так, Российская Федерация относится к третьей категории, последний раз категория повышалась в январе 2007 года.

Подходы к экологической оценке проектов
Еще когда большинство ЭКА пользовались своими домашними методиками в оценке экологического риска, было понятно, что гармонизация подходов будет способствовать защите окружающей среды и подстегнет справедливую конкуренцию среди ЭКА.

В 2003 году был принят официальный акт ОЭСР об установлении общих подходов к оценке экологического риска при официальной поддержке инфраструктурных проектов.

Устанавливается положение о том, что во всех случаях проект должен соответствовать экологическим стандартам страны, где он осуществляется. При этом если соответствующие международные стандарты более строги, то следут применять их.

Проекты классифицируются по трем категориям, основанным на оценке потенциального негативного влияния на окружающую среду, с различным уровнем мониторинга и репортинга при строительстве и дальнейшей эксплуатации. Проекты с существенным негативным экологическим воздействием должны проходить независимую экологическую экспертизу. ЭКА, участвующие в проекте, публикуют результаты такой экологической экспертизы за 30 дней до возникновения окончательного обязательства.

Sace S.p.a. сегодня
Sace S.p.a. — это официальное экспортно-кредитное агентство Италии, 100%-ным акционером которого является Министерство экономики и финансов Италии. Все обязательства Sace S.p.a. гарантируются правительством Италии.

Сегодня Sace — это группа компаний, в которую входят:

Sace S.p.a. — средне- и долгосрочное кредитное страхование;

Sace BT — дочернее предприятие Sace S.p.a., созданное с целью проведения операций краткосрочного кредитного страхования, в том числе на рынке Италии и ЕС;

Sace Surety — бывшая Assidile, крупнейшая в Италии страховая компания в секторе строительства и гарантий контрактных обязательств.

Sace BT владеет 33% в компании EGAP — крупнейшей страховой компании Чехии, оперирующей в секторе краткосрочного кредитного страхования.

Sace S.p.a. было учреждено в 1977 году в форме публично-правовой организации под контролем и внешним надзором Министерства экономики и финансов Италии, в 1998 году трансформировано в независимый самостоятельный экспортно-кредитный институт, в 2004 году преобразовано в акционерное общество. На протяжении последнего десятилетия Sace демонстрирует существенное расширение своей деятельности и динамичный рост портфеля. География операций покрывает более 150 стран мира, по результатам 2007 года группой Sace было застраховано новых операций на сумму 23,6 млрд евро2, что на 36% больше, чем в 2006 году.

Россия является стратегическим внешнеторговым партнером Италии. В последние годы отмечается устойчивый рост торгового оборота между двумя странами, в том числе в части экспорта оборудования из Италии в Россию, крупная часть которого финансировалась под страховое покрытие Sace S.p.a. На конец первого полугодия 2007 года портфель Sace в России составлял 2,7 млрд евро, при этом банковский сектор представлен 40%, остальная часть — это операции с покрытием прямого корпоративного риска, из которого наиболее крупные секторы — это нефтегазовый сектор (26%) и черная металлургия (16%).

Продуктовая линейка позволяет воплотить в жизнь концепцию «cделано в Италии», поддержать интернационализацию итальянского бизнеса и стратегического итальянского интереса.

Были расширены квалификационные критерии для полисодержатей/бенефициаров по гарантиям. Говоря об экспортных операциях с физической поставкой товара или услуги и рамках нового диапазона деятельности Sace, сегодня возможно получить покрытие:

— договоров купли-продажи, заключенных итальянской компанией;

— договоров купли-продажи, заключенных зарубежной компанией при условии участия в ее капитале в размере не менее 20% итальянской компании;

— при финансировании товаров/услуг итальянского происхождения, поставляемых по контрактам, заключенным неитальянскими компаниями;

— местных затрат в рамках ограничений, предусмотренных соглашениями ОЭСР.

В процессе интернационализации итальянских компаний повышенным вниманием пользовался инструмент гарантии международных инвестиций итальянских компаний: взносов в уставный капитал в зарубежные компании (в том числе в виде оборудования, технологий, лицензий и патентов и т.д.) , а также при предоставлении гарантий или субординированных кредитов акционерами.

Также Sace способствует проведению операций стратегической важности для итальянской национальной экономики. Сюда относятся:

— стратегический импорт: электроэнергия, газ, нефть, сырье для производства с последующим реэкспортом;

— стратегические зарубежные клиенты/партнеры;

— инфраструктурные проекты (включая проекты внутри Италии):

a) способствующие интернационализации итальянской экономики (терминалы, железные дороги, автотрассы и т.д.) ;

б) способствующие диверсификации источников энергии на внутреннем итальянском рынке (трубопроводы и т.д.) ;

— интернационализация итальянских банков;

— стратегические отрасли экономики: возобновляемые источники энергии, экологические проекты, инновационные отрасли.

Операции с вышеуказанным содержанием проводятся на рыночных условиях.

В условиях глобального экономического кризиса наблюдается ситуация драматического движения назад, когда достижения предыдущих лет в торговом финансировании фактически находятся в замороженном состоянии. Кризис недоверия и ливкидности, переосмысление частным рынком качества риска (как коммерческого, так и политического) перевели ряд индивидуальных рисков в разряд «нерыночных», то есть таких, которые частный финансовый сектор принять не может. Последовала де-факто фрагментарная дезинтеграция международной финансовой системы, обслуживающей международную торговлю. В результате традиционная роль ЭКА снова стала наиболее востребованной.

Не удивительно, что наблюдается рост числа запросов в Sace (и ЭКА других стран) на покрытие классических экспортно-кредитных средне- и долгосрочных операций, таких как кредит покупателя3, кредит поставщика, подтверждение и рефинансирование аккредитивов, в том числе в отношении индивидуальных рисков, которые на протяжении последних докризисных лет без затруднений принимались частным рынком.
В современных условиях при ограниченном доступе компаний малого и среднего бизнеса к банковским кредитам увеличиваются объем коммерческих кредитов, предоставление средне- и долгосрочной рассрочки платежа экспортером импортеру в рамках экспортного контракта (кредит поставщика). Такие кредиты активно поддерживаются Sace. Важной чертой подобной схемы является возможность «монетизировать» кредит.

В этом случае экспортный контракт предусматривает передачу импортером в оплату товара беспроцентных валютных векcелей, которые экспортер может дисконтировать в своем банке, одновременно уступая права по страховому полису, покрывающему риск неисполнения обязательств по погашению векселей.

Следует отметить, что решения о поддержке той или иной операции принимаются Sace индивидуально на основании комплексного кредитного анализа потенциального должника и экспортной операции в целом.


--------------------------------------------------------------------------------

1 — MPR (minimum premium rate) — минимальный процент премии.

2 — Эта цифра не включает в себя полисы по Other damage to property и Life businesses.

3 — Кредит покупателя: гарантия/страхование кредитов, предоставленных итальянскими или зарубежными банками иностранным заемщикам, государственным или частным финансовым институтам или компаниям для финансирования оплаты товаров/услуг итальянским компаниям и компаниям с итальянским участием. Целью такого кредита является финансирование конкретной, заранее определенной экспортной операции или нескольких операций, такой кредит также может быть несвязанным, т.е. предназначаться для финансирования экспортного потока определенного иностранного заемщика, в то время как поставщик (и) определяется (ются) после предоставления страхового покрытия. Кредит покупателя может формироваться на принципах структурного финансирования или проектного финансирования, в последнем случае представляя собой целевое кредитование заемщика итальянскими/зарубежными банками с целью реализации инвестиционного проекта без регресса или с ограниченным регрессом, при этом обеспечением кредитных обязательств служат денежные доходы, возникающие в результате функционирования данного проекта, а также активы, относящиеся к этому проекту.

Автор: С.В. Громыко-Пирадова, руководитель московского офиса Sace S.p.a.
Источник: Методический журнал «Международные банковские операции»

Поделиться

Комментарии

Отменить