Три слепых слона, ощупывающих мудреца, как правило, едины в показаниях: мудрец похож на мокрую лепешку. А вот у трех слепых мудрецов, ощупывающих слона, могут быть расхождения во взглядах.
Во всяком деле важно единство его участников.
За валютными баталиями и ожиданием девятого вала второй волны потихоньку вырастает любопытная тема, связанная с согласованным поведением банков-кредиторов относительно крупных заемщиков.
Тема совершенно новая. Никогда прежде не было у банков потребности договариваться о том, дербанить ли плохого заемщика на составные части кто больше урвет, или совместно усмирять финансовую гордыню и терпеливо ждать: вдруг воскреснет да расплатится. Самое главное слово — «совместно».
В полутемных кулуарах шепотом рассказывают страшную историю о том, как один крупный банк, не будем говорить какой — и так всем понятно, презрел интересы остальных сокредиторов и, используя свой вес, обобрал полутруп предприятия до нитки, после чего полутруп умер насовсем, а другим банкам-кредиторам ничего не осталось.
И вот банки робко намекают: хорошо бы выработать пакт о ненападении на полутрупов. Если у предприятия плохи дела, то кредиторам договариваться, пытаться предприятие поддержать, чтобы оно хоть частью, хоть потом, но расплачивалось со всеми. И каждый получил бы хоть
Схема красивая, как дружба четырех мушкетеров из романа «Три мушкетера». Но есть одно «но». Всегда найдется какой-нибудь Д`Артаньян, который выхватит шпагу и побежит за угол выбивать свое.
А фокус в том, что кто первый предъявит претензии, тот и получит приоритетное право на их удовлетворение. Претензии остальных рассматриваются в порядке живой очереди и из конкурсной массы, которая к моменту прихода живой очереди оказывается мертвой. Поэтому у каждого есть тайный соблазн стать таким Д`Артаньяном.
Жуткий конфликт между бесчеловечной природой капиталистического индивидуализма и здравомыслием коллективного решения взять хотя бы понемногу, но всем, ибо рывок одного обязательно порушит общие планы. Нет решения.
В этой ситуации возрастает роль банковских ассоциаций. Обе уже подрядились выработать идеи для обуздания кредиторского сепаратизма. В АРБ рабочая группа готовит механизмы коллективного соглашения, Ассоциация «Россия» предлагает принять закон о принуждении кредиторов к согласию: чтобы решение большинства было обязательным и Д`Артаньяны не выскакивали.
Остается только гадать, поможет ли цивилизованное поведение банков предприятиям. Или совместное ощупывание предприятия все равно сделает его мокрой лепешкой. И насколько вероятный гуманизм кредиторов соотносится с идеей эффективности и нового экономического дарвинизма (выживает сильнейший).
Сейчас говорят о том, что просрочка может достичь 10% к концу года. Между тем никто не знает уровня латентной просрочки — пролонгаций и реструктуризаций, которые просто консервируют все то же самое. По некоторым сведениям, такая латентная просрочка может достигать уже сейчас 40% кредитного портфеля.
Автор: Андрей Мирошниченко
Источник: Журнал «Банковское обозрение»