Все больше долгов оценивается банками как безнадежные — коллекторам передаются портфели на многомиллионные суммы, с которыми до кризиса банки предпочитали работать самостоятельно. Однако вызванный этим рост оборотов коллекторского рынка будет краткосрочным: ведь такие долги у банков скоро закончатся, потому что спрос на банковскую продукцию с каждым днем становится все ниже.
Если до четвертого квартала 2008 года наибольшую проблему представляли собой мошеннические схемы и заёмщики, изначально неспособные обслуживать свой заём, то сейчас просрочки по кредитам допускают вполне добросовестные клиенты. Массовые увольнения и сокращение заработной платы приводят к тому, что заёмщики прекращают погашать взятые ранее кредиты. В связи с этим банки собственными силами не могут осуществить полноценный возврат выданных ссуд.
Экономический кризис развил тенденцию к тому, что финансовые учреждения все больше внимания уделяют работе с просрочкой и инвестируют больше средств в организацию работы с ней. «Многие банки увеличили требования по эффективности взыскания задолженности, повысили процент по плану сбора, , а также расширили используемую партнерскую сеть коллекторских агентств (например, в ПСБ их четыре) », — говорит Сергей Савотин, заместитель руководителя службы проверки и работы с задолженностью физических лиц Промсвязьбанка.
По словам Александра Щербакова, заместителя генерального директора коллекторского агентства АКМ, сейчас на рынке просроченной задолженности крен в сторону покупки. Причина номер 1 — желание в моменте заработать на высокомаржинальных сделках. Маржа достигается не ростом эффективности по сборам, а падением цены уступаемых портфелей. Причина номер 2 — понимание сиюминутности ситуации: в ближайшие несколько месяцев рынок имеет все шансы существенно «сдуться» до десятка крупнейших игроков, не свернувших кредитные программы в условиях кризиса ликвидности.
Сегодня даже при существующей законодательной базе мы видим развитие бизнеса коллекторов. «Однако для более активного и эффективного развития этого бизнеса необходимо специальное законодательство наподобие американского The Fair Debt Collection Practice Act. Необходима также и защита должника от коллектора. Плюс ко всему очень полезным были бы законодательные акты, касающиеся информации для коллекторского бизнеса и ее защиты», — считает Михаил Завараев, аналитик «Арбат Капитала».
Один из таких законопроектов, как сообщил Артём Плохов, директор по развитию бизнеса Столичного коллекторского агентства, внесен на рассмотрение Государственной Думой в прошлом месяце, и сейчас коллекторы ждут скорейшего принятия по нему.
По словам Григория Варцибасова, руководителя блока управления рисками НБ «Траст», одна из самых важных задач при работе с проблемной задолженностью — это повышение эффективности работы судебной системы. «Необходимо принять закон о банкротстве физических лиц», — поясняет эксперт.
Основные инструменты, которые используют коллекторские агентства, стандартны: телефонные звонки с напоминанием о том, чтобы должник не забывал о своих обязательствах, убеждение вернуть долг, затем личная встреча, где, по сути дела, коллектор говорит должнику то же самое, что и в телефонном разговоре.
«Ну, и последним аргументом для возврата долга всегда остается суд — по признанию ряда коллекторских агентств, более половины всех должников возвращают долг до суда. Есть, конечно, и более жесткие методы воздействия, где может применяться и физическая сила, однако крупные коллекторские агентства на такую практику, как мне кажется, не пойдут — репутация важнее. Физическое воздействие — в большинстве своем удел так называемых „черных“ коллекторов», — заключает Михаил Завараев.
Автор: МАКСИМ КАЗАКОВ
Источник: РБК.Кредит