Разговоры о прозрачности мировых финансов начались в 80-х годах прошлого века, когда безымянными счетами в удобных юрисдикциях вовсю пользовались коррумпированные диктаторы из стран Африки и Латинской Америки, а также террористические организации и международные торговцы оружием.
Ответом стало создание FATF и группы «Эгмонт», заложивших основу международного контроля за отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Нынешняя волна, начавшаяся со скандала вокруг ряда лихтенштейнских банков, может разбиться о решимость Швейцарии отстоять право банков — и их клиентов — на тайну вкладов.
Позиции сторон определились в пятницу 13 марта. По-видимому, окончательно. В этот день федеральный президент Швейцарии Ханс-Рудольф Мерц заявил о том, что его страна готова изменить режим конфиденциальности банковских вкладов. В ответ на жесткие требования США об обязательном декларировании всех счетов американцев, на которых лежит более $10 тыс., официальный Берн пошел лишь на небольшие уступки, которые несколько меняют режим банковской тайны. Но при этом он дал понять, что о более решительных шагах не может быть и речи.
НУЖНЫ ТОЛЬКО ФАКТЫ
Через два дня о них подробно рассказал председатель Швейцарской банковской ассоциации Пьер Мирабо на проходившей в Цюрихе восьмой сессии Российского экономического форума. По его словам, швейцарский закон видит разницу между уклонением от уплаты налогов и налоговым мошенничеством. Первое трактуется как административное правонарушение, которое тем не менее может караться очень чувствительными штрафами. Второе является уголовным преступлением, связанным с подделкой документов и отчетности.
Кроме того, швейцарский закон обязывает банки обеспечивать высокую степень конфиденциальности отношений с клиентами. Любой банкир, который раскрывает детали отношений со своим клиентом третьей стороне, не уполномоченной на это, совершает преступление. Швейцария и ранее не чинила препятствий, когда речь шла об уголовном преследовании. Теперь же ее власти согласились распространить этот режим и на уклонение доходов от налогообложения.
Однако это не означает, что банки Швейцарии «сдадут» сразу всех американцев, а также британцев, немцев, французов и т.д., которые хранят там свои сбережения. Как сказал Мирабо, «страна, желающая получить информацию, должна направить конкретный запрос, в котором идентифицировать налогоплательщика, а также банк, или предоставить информацию, достаточную для идентификации банка». По утверждению банкира, массовой передачи конфиденциальной информации, касающейся банковских счетов, не будет. «Всякого рода „рыболовецкие экспедиции“, связанные с широким тралением банковских счетов, исключаются», — заявил он.
В юридическом плане Швейцария признала стандарты налоговой конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как дал понять Мирабо, в будущем предстоит включить их в договоры об избежании двойного налогообложения, которые заключены между Швейцарией и другими странами, в том числе Россией. «Это исключит любую критику в отношении Швейцарии и ее законодательной системы, а также положит конец угрозам включить страну в разного рода „черные списки“, — выразил надежду глава банкирской ассоциации.
ТРОЙКА СМЕЛЫХ
Такое решение власти Швейцарии приняли после консультаций, в которых наряду с Хансом-Рудольфом Мерцом приняли участие министр финансов Австрии Жозеф Прель и министр финансов и юстиции Люксембурга Люк Фриден. По завершении переговоров все трое заявили, что их страны не являются налоговыми гаванями, и подвергли критике давление со стороны США и ряда европейских стран, в частности Франции и Германии. По словам министров, не может быть никакого автоматического обмена банковской информацией для целей налогообложения сбережений.
Однако эти заявления, по-видимому, не произведут впечатления на лидеров ведущих стран Евросоюза, полных решимости облегчить себе сбор налогов, ничего существенно не меняя. Ведь именно в этих странах — Франции и Германии — действуют самые высокие в Европе налоговые ставки, и стремление граждан не расставаться с доброй половиной заработанного, отдавая ее в виде налогов, становится вполне понятным.
Сторонники режима банковской тайны утверждают, что она не является препятствием для преследования тех, кто укрывает свои капиталы в „удобных юрисдикциях“. Известно, что когда испанский судья Балтасар Гарсон обратился к правительству Лихтенштейна с просьбой заблокировать счета, принадлежащие баскским террористам, он встретил полное понимание. Они утверждают, что банковская тайна не препятствует наказанию преступников, но защищает всех остальных.
Однако на руку противникам режима банковской тайны сыграл скандал вокруг счетов американцев в банке UBS. Если судить по заявлениям подкомиссии по расследованиям сената США, то из Америки в страны с льготным налоговым режимом ежегодно уходит до $100 млрд, причем только в UBS оказались счета примерно
19 тыс. состоятельных американцев на общую сумму в $20 млрд.
В США уже состоялся суд над бывшим высокопоставленным сотрудником UBS Брэдли Биркенфельдом, который признан виновным в том, что помог своему клиенту, девелоперу Игорю Оленикофф, утаить от налогового ведомства около $200 млн. Что касается остальных американцев, которые подозреваются в уклонении от уплаты налогов, то в отношении большинства из них местные власти, по-видимому, не располагают точными данными. Известно, что налоговое ведомство проверяет счета 12 богатых американцев, имевших счета в UBS и лихтенштейнском банке LGT. Кроме того, расследуются сведения, касающиеся еще ста американцев, попавших под колпак налоговиков.
Теперь США требуют выдачи бывшего руководителя отдела по управлению международными активами UBS Рауля Вейла, надеясь получить от него сведения об остальных подозреваемых американцах. Если вдруг удастся доказать обвинения, выдвинутые против Вейла, он может сесть на пять лет, выплатив предварительно $250 тыс. в качестве штрафа.
ПРОРВАННЫЙ ФРОНТ
Совместное давление США, Франции и Германии делает свое дело. ОЭСР „обновила“ „черный список“ стран, избегающих сотрудничества в противодействии уклонению от уплаты налогов, внеся в него Швейцарию, Люксембург, Австрию, Сингапур и Гонконг. Всего в списке фигурирует около 30 государств. По словам представителя ОЭСР, включенные в него страны „придерживаются принципов сохранения банковской тайны в такой форме, которая препятствует предоставлению ответов на запросы других стран“. Этот список будет представлен на саммите G20 в Лондоне.
И ряд стран пошли на попятную. О намерении отменить принципы
банковской тайны к ноябрю этого года заявила Андорра. По словам премьер-министра Андорры Альбера Пэнта Сантолариа, правительство этого пиренейского княжества предпринимает значительные усилия, чтобы выйти из „черного списка“ ОЭСР. По сообщению министра финансов Бельгии Дидье Рейндерса, с будущего года эта страна также ограничит банковскую тайну. Ранее перестали сопротивляться Великобритания и Ирландия, также имевшие хорошие дивиденды от предоставления финансовых услуг.
Решение Швейцарии раскрывать информацию о счетах не только налоговых мошенников, но и уклонистов, которых законы страны преступниками не считают, представляет максимум, на который смогли пойти власти. Сами банкиры в частном порядке утверждают, что других уступок ожидать не следует, а большее давление со стороны других стран может привести к тому, что вопрос будет вынесен на референдум.
Исход его заранее известен. Ведь, как считают эксперты, режим банковской тайны привлекает в банки Женевы, Цюриха и Лугано более 3 трлн евро.
Конкуренты Швейцарии разворачивают против нее „экономическую войну“ из зависти, чтобы отобрать ее долю рынка, заявил в эксклюзивном интервью газете Washington Times президент Швейцарской банковской ассоциации Пьер Мирабо. Банкир признал правомочной выдачу информации, касающейся 300 американцев, обвиняемых в уклонении от уплаты налогов, но требования предоставить данные о других 50 тыс. счетов назвал необоснованными. На оффшорных счетах швейцарских банков хранится $2,42 трлн, две трети из которых принадлежат зарубежным частным инвесторам.
Автор: Игорь Пономарев
Источник: Национальный банковский журнал