Исламский банкинг: ответ кризису

0 1533
Некоторые аспекты и нормы исламского банкинга позволяют ему успешно противостоять обстоятельствам, которые привели западную финансовую систему к кризису.

Создание в 1975 году Исламского банка развития и Дубайского исламского банка положило начало официальному развитию исламского банкинга1. На сегодняшний день принципы исламского банкинга успешно применяются не только в мусульманских странах, но также в странах Европы и в США. Многие западные банки открыли и поддерживают так называемые «исламские окна» (отделения банка, занимающиеся предоставлением услуг согласно нормам шариата2) для оказания подобных услуг, которые существуют параллельно со стандартным набором услуг в таких банках.

Основными причинами столь бурного развития исламского банкинга стали значительный приток нефтедолларов в мусульманских странах, обеспечивающий большое количество временно свободной ликвидности, не перенаправленной на финансирование инвестиционных проектов внутри этих стран, и интенсивное развитие финансовой инфраструктуры путем создания финансовых центров в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии. Подобные гиперликвидность и рост качества финансовой инфраструктуры в этих странах стимулируют инвестиции свободных ресурсов в проекты за рубежом, что усиливается также кризисом ликвидности в Европе и США.

На сегодняшний день насчитывается около 300 крупных исламских финансовых институтов, управляющих портфелем активов, оцениваемым примерно в 500 млрд долларов США. Если на Востоке основными центрами развития исламского банкинга являются Малайзия и государства Среднего Востока, то на Западе таким центром становится Великобритания. Данный факт является результатом развитой финансовой инфраструктуры Великобритании и стремления правительства страны вывести систему законодательства и пруденциальных норм на такой уровень, который позволит исламскому банкингу успешно функционировать наряду с традиционной банковской системой. Так, было заявлено о продолжении обсуждений с финансовыми органами (Financial Services Authority) о регулировании выпуска и обращения сукук3 и о внесении изменений в налоговое законодательство, которые будут проводиться в течение 2009 года, для рассмотрения сукук в качестве стандартных облигаций для целей налогообложения.

Следует также отметить, что в процессе обсуждения бюджета Соединенного Королевства 2008 года было отмечено намерение работы с исламским финансированием в рамках стратегии казначейства по обеспечению статуса Лондона как ведущего финансового центра4. Согласно мнению экспертов, Лондон, с его почти двухмиллионным мусульманским населением и доминирующим положением на рынке капитала, является тем самым связующим звеном, которое позволит направить избыточные средства мусульманских стран на Запад.

В своем развитии исламский банкинг сегодня сталкивается со следующими основными проблемами.

Кадры. Расширение существующих финансовых институтов и создание новых в связи с развитием исламского банкинга создает потребность в квалифицированных кадрах. Текущие возможности учебных заведений, занимающихся воспитанием специалистов в области исламского финансирования, не в состоянии удовлетворить такую потребность. В связи с этим исламские финансовые институты должны сконцентрироваться на воспитании кадров собственными силами. Кроме того, возросшая стоимость поиска и найма квалифицированного персонала вынуждает финансовые институты перевести фокус с найма на сохранение существующих кадров. Для успешной работы данного механизма необходимо наличие хорошо организованной кадровой функции, финансового стимула, здоровой и привлекательной рабочей атмосферы.

Конкуренция. Несмотря на растущий интерес к исламскому банкингу, он все еще находится на ранней стадии своего развития. Выход на рынки сопряжен со все возрастающей конкуренцией со стороны традиционных банков, начавших предлагать продукты исламского банкинга (путем открытия «исламских окон») , трансформацией традиционных банков в исламские и появлением новых игроков на рынке. Текущее падение цен на нефть и снижение уровня временно свободной ликвидности также сказывается на возможностях исламских банков конкурировать с традиционными на западных финансовых рынках.

 

 

Многие западные банки открыли «исламские окна» — отделения банка, занимающиеся предоставлением услуг согласно нормам шариата.

 

Избыточная ликвидность. Отсутствие эффективной альтернативы традиционному межбанковскому валютному рынку, работающей в соответствии с принципами шариата, приводит к серьезным затруднениям в сфере управления ликвидностью исламскими финансовыми институтами. Ограниченные возможности для инвестиций, согласно принципам ислама со стороны банков, в свою очередь приводят к необоснованному завышению стоимости активов.

Управление рисками. Работа в соответствии с принципами ислама подвергает исламские финансовые институты дополнительным рискам по сравнению с общими для банковской индустрии. Такие риски включают в себя риск соответствия принципам шариата, правовые риски и т.п. Принимая во внимание расширение института исламского банкинга, функция управления рисками в исламских финансовых институтах должна обеспечить не только управление такими рисками, но и стабильное развитие индустрии.

Стандартизация. На данный момент не существует единых стандартов формирования финансовой отчетности и нормативно-правовой базы для исламских финансовых институтов. В результате в некоторых странах они работают согласно стандартам AAOIFI (Бухгалтерская и аудиторская организация для исламских финансовых институтов) , в то время как в других они используют стандарты, предписанные для традиционных финансовых институтов.

Следование шариату. Следование принципам шариата является основным условием работы исламских банков. Данный вопрос напрямую связан с проблемами воспитания квалифицированных кадров и управления рисками, описанными выше. Исламские учебные заведения не в состоянии удовлетворить потребность в квалифицированных кадрах возрастающего числа исламских финансовых институтов. Различия в интерпретации положений шариата также вызывают необходимость в квалифицированных кадрах для выработки единой позиции по механизмам работы продуктов исламского банкинга.

Согласно принципам шариата, сделка, как правило, должна быть подкреплена реальным активом, то есть актив должен существовать, находиться во владении продавца и иметь конкретное описание.

Данные факты говорят о том, что исламский банкинг представляет собой комплексный механизм, которому еще предстоит пройти определенные этапы на пути своего развития. Однако, несмотря на существующие вопросы, он является тем самым институтом, который доказал свою состоятельность и способность работать во время глобального финансового кризиса.

Как известно, согласно принципам исламского банкинга запрещено начисление ссудного процента и финансирование запрещенных видов деятельности (например, торговля алкоголем, свининой, игорный бизнес). Наряду с этим исламский банкинг также требует от финансовых институтов непосредственного участия в рисках финансируемого проекта, что подразумевает разделение прибыли и убытков по проекту с заемщиком средств. Такие требования стимулируют исламские финансовые институты уделять должное внимание анализу рисков, сопряженных с предполагаемым проектом, и мониторингу над расходованием средств. Таким образом, в отличие от западных финансовых учреждений, которые в последние годы выдавали средства заемщикам с повышенным уровнем кредитного риска без проведения достаточноного и полного анализа такого риска, принципы исламского банкинга устанавливают строгую дисциплину, что приводит к отсутствию безответственного кредитования и позволяет существенно снизить кредитные риски.

Запрет на спекуляцию и неопределенность (Gharar) также помог исламскому банкингу успешно функционировать в условиях кризиса. Шариат предписывает финансирование реальной производственной деятельности. Согласно его принципам, сделка, как правило, должна быть подкреплена реальным активом, то есть актив должен существовать, находиться во владении продавца и иметь конкретное описание, а не указываться как теоретический объект (например, рыба, находящаяся в водном пространстве). Таким образом, исламский банкинг стимулирует развитие экономики, предоставляя средства для покупки/производства реальных активов. Также следование этим принципам сводит к минимуму спекулятивные операции с ценными бумагами, подобные тем, которые происходили в США с CDO (обеспеченное долговое обязательство) и CDS (дефолтный своп) , спекуляция которыми стала одной из причин ипотечного кризиса.

Как видно, ведение работы на основании принципов исламского банкинга позволило исламским финансовым институтам по большей части избежать рисков и проблем, приведших западное финансовое сообщество к кризису. Данное утверждение подтверждается не только теоретическими исследованиями, но и продолжающейся даже в условиях кризиса мировой экспансией исламских финансовых институтов и распространением продуктов исламского банкинга.

Исламский банкинг стимулирует развитие экономики, предоставляя средства для покупки/производства реальных активов. Следование его принципам сводит к минимуму спекулятивные операции с ценными бумагами, подобные тем, которые привели к ипотечному кризису в США.

В сложившихся условиях институт исламского банкинга является тем самым альтернативным источником, который способен обеспечить потребности бизнес-сообщества в капитале и финансовых ресурсах. Не следует забывать тот факт, что исламские финансовые институты, как правило, выделяют средства для финансирования какого-либо конкретного проекта и покупки конкретного актива. Данный факт дает уверенность, что полученные средства не будут направлены на затыкание так называемых «текущих дыр», существующих у банков и предприятий. Напротив, они будут направлены в реальный сектор, тем самым стимулируя развитие экономики. В условиях текущего экономического спада этому должно придаваться особое значение как с точки зрения развития экономики в целом, так и с точки зрения создания новых производств и обеспечения населения рабочими местами.

Тесное сотрудничество с исламскими финансовыми институтами и заимствование опыта и механизмов их работы могут стать одними из критических факторов успеха для экономик стран СНГ и Запада в качестве предполагаемых мер по выходу из кризиса.

Для такого сотрудничества финансовым учреждениям в первую очередь необходимо обеспечить работу в соответствии с принципами шариата, заложенными в основу исламского банкинга, основными из которых являются:

  • запрет на начисление ссудного процента;
  • запрет на финансирование деятельности, не соответствующей принципам ислама (например, торговля свининой или алкоголем) ;
  • разделение прибыли и убытков;
  • запрет на спекуляцию и неопределенность.

Следует также уделить особое внимание изучению разнообразных видов исламского финансирования для обеспечения потенциальных клиентов полным спектром имеющихся услуг. Осуществлять работу могут как сами финансовые учреждения (в случае принятия решения о полном переходе на принципы работы в соответствии с шариатом) , так и специально созданные для этого в их составе «исламские окна» или дочерние предприятия.

Учитывая серьезные проблемы с привлечением долгового финансирования на европейских и американских рынках, а также пока еще свободную нишу исламского банкинга в странах СНГ, горизонты развития данного института являются весьма перспективными. Основными выгодами от такого развития в условиях текущего кризиса и спада объемов производства могут быть:

  • стимулирование деятельности предприятий путем привлечения свободных финансовых ресурсов, имеющихся у мусульманских стран, для финансирования инвестиционных проектов;
  • способствование развитию деятельности финансовых институтов через развитие новых видов продуктов и повышение уровня их ликвидности при активном взаимодействии с зарубежными исламскими институтами;
  • дальнейшее развитие бизнеса путем привлечения новых инвесторов, имеющих конфессиональные предпочтения по отношению к технологии осуществления банковских операций.

1 — Первые попытки создать исламский банк были предприняты в 1963 году в Египте, однако деятельность этого финансового института не увенчалась успехом.

2 — Свод правовых, морально-этических и религиозных норм ислама

3 — Исламские облигации.

 

Автор: Максуд Тагибегов, старший менеджер практики консультационных услуг компании «Эрнст энд Янг»
Источник: Журнал «Банковское обозрение»

Поделиться

Комментарии

Отменить