Ничего драматичного ждать не надо

0 878

В начале 2009 года банковский сектор накопил достаточно большой объем активов. По сравнению с началом 2008 года соотношение банковских активов к ВВП выросло с 60 до 68%.

Конечно, рост опирался на увеличение стоимости валютной составляющей активов, а также на беззалоговые кредиты Центрального банка. Однако этот рост сформировал в банковском секторе определенный запас прочности, и это дает основания для прогнозов о том, что роль банковского сектора в экономике не претерпит конъюнктурных изменений в связи с колебаниями величины банковских активов. Весь вопрос в том, насколько хватит накопленного в начале года запаса, чтобы перекрыть или компенсировать наблюдаемое весной снижение объема активов.

Если сравнивать накопленный рост банковских активов на 7-8% в соотношении с ВВП, например, с прогнозами падения реальных объемов валового внутреннего продукта по итогам года на 6-7%, то, скорее всего, ничего драматичного в банковском секторе произойти не должно. Самое худшее, что может произойти — в конце года мы вернемся к величине умеренных потерь с несколько иной структурой кредитного портфеля.

Существует только одно условие, при котором величина потерь банковского сектора окажется действительно драматичной: если будет допущено ослабление судебной защиты договорных сделок и снижение рыночной дисциплины. Если заемщики начнут добиваться каких-либо дополнительных поблажек, чтобы не исполнять обязательства перед банками, — действительно банковский сектор может потерять гораздо больше того, что накопил в начале года. Тогда уровень потерь в принципе может быть любым и не поддающимся экономическому анализу.

Поэтому главный и наиболее действенный вклад в поддержку капитализации банковского сектора заключается в том, чтобы сохранить по крайней мере на нынешнем уровне судебную защиту договорных сделок.

Существует только одно условие, при котором величина потерь банковского сектора окажется драматичной: это если будет допущено ослабление судебной защиты договорных сделок и ослабление рыночной дисциплины.

Для оценки потенциала возможных потерь банков, очевидно, нужно установить какие-то критерии. Целесообразно ориентироваться на изменение реального объема валового внутреннего продукта. Это значит, что потери банковского сектора, сильно выходящие за уровни падения ВВП, не будут носить экономического характера.

Потери, обусловленные разумными экономическими причинами, могут быть перекрыты во многих случаях накопленным капиталом, в каких-то случаях — за счет привлечения дополнительного капитала. Требуемые суммы вполне укладываются в сотни миллиардов рублей, для предоставления которых уже подготовлен инструмент по докапитализации.

Смысл этой процедуры состоит в следующем. Государство предлагает механизм докапитализации через специально выпускаемые государственные ценные бумаги банкам, пока они находятся в удовлетворительном финансовом состоянии. За помощью в докапитализации банк должен обратиться именно в нормальном состоянии, пока он соответствует уровню достаточности капитала. Если не хватает капитала, то нынешний владелец вначале должен довнести соответствующую часть, а потом уже обращаться за помощью к государству.

В связи с этим применяется водораздел в 10% достаточности капитала, и необходимо заключение Банка России о соответствии банка в том числе и по этому показателю. Если Банк России имеет информацию, свидетельствующую о низком уровне капитала банка, то я не думаю, что государство должно помогать докапитализации такого банка без смены собственника.

Стоит изучить опыт некоторых стран, где надзорный орган имеет инструмент, который позволяет фиксировать текущие потери банков в балансе, но не предпринимать немедленных жестких надзорных действий.

В ближайшее время в банковском секторе может возникнуть еще одна ситуация, которая, возможно, потребует оперативных решений. Правильная оценка активов приведет к доначислению резервов и, соответственно, снижению доходности. Поскольку банки, привлекающие вклады населения, должны на постоянной основе соответствовать показателю доходности, то доначисление резервов в некоторых случаях может повлечь за собой обязанность Центрального банка исключать банки из системы страхования вкладов.

Если эта ситуация возникнет, мы будем готовы поддержать законодательные поправки, связанные с введением моратория на обязанность Банка России ввести запрет по привлечению средств населения во вклады. Мораторий может затрагивать только случаи, когда речь идет о нарушении финансовых показателей, включая показатель доходности, а не всего круга показателей, установленных Законом о страховании вкладов, как это предлагалось некоторыми экспертами два месяца назад. В законе имеются обязательные для банков показатели, которые никак не связаны с финансовым кризисом: достоверность бухгалтерского учета, качество внутреннего управления и контроля, прозрачность структуры собственности. Даже в период кризиса не должно быть никаких мораториев, разрешающих банкам не соблюдать установленные стандарты. Наоборот, например, по прозрачности структуры собственности с начала следующего года у банков возникнет дополнительная обязанность раскрыть информацию неограниченному кругу лиц.

Еще одна перспективная мера поддержки банковского сектора может быть связана с разработкой нормативных форм предоставления банку возможности компенсировать текущие потери от снижения качества активов за счет будущих доходов. Сейчас у нас уже появляется определенный опыт. В рамках финансового оздоровления мы получаем достаточно детальные планы работы санируемых банков на период участия Агентства по страхованию вкладов.

В рамках уточнения инструментария Центрального банка, возможно, стоит изучить опыт некоторых западных стран, где надзорный орган на основе законодательных норм имеет такой инструмент (бизнес-план) , который позволяет фиксировать текущие потери банков в балансе, но не предпринимать немедленных жестких надзорных действий. Разумеется, это происходит только в тех случаях, когда надзорному органу очевидно, что эти потери будут управляемо распределены во времени и компенсированы за счет будущих доходов. Для этого надзорный орган должен четко понимать бизнес-план банка и те усилия, которые будут приложены акционерами и менеджментом для улучшения ситуации.

Автор: Михаил Сухов, директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Центрального банка РФ, член совета директоров ЦБ РФ
Источник: Журнал «Банковское обозрение»

Поделиться

Комментарии

Отменить