Практика тотального корпоративного риск-контроля сложилась к концу ХХ века в ведущих странах. Она отражает тенденцию поиска и разработки форм и механизмов реализации комплексного подхода к снижению рисков.
Рискменеджмент — это одновременно философия бизнеса и технология управления, позволяющая дисциплинировать персонал, повысить управляемость и контроль, сократить вероятность крупной управленческой ошибки и, как следствие, финансовых просчетов, увидеть перспективную возможность внутренних резервов и инвестиций.
Система управления риском в банке — сложный многоуровневый объект, сложность которого зависит от интенсивности потока информации, генерируемого системой, при этом организация и образ действия зависит от объема информации в этой системе. Идеология управления риском должна строиться на принципе, что система управления риском в банке начинается, основывается и заканчивается подготовкой кадров. Проблема подбора кадров особенно важна для операций с наиболее высоким риском, особенно спекулятивных операций. Это обусловлено спецификой человеческой психологии: «когда азарт при спекулятивной игре заставляет порой даже самых надежных работников нарушать дисциплину операций, что обычно рано или поздно приводит к ситуациям, угрожающим ликвидности даже надежнейших компаний»1.
Риск это не действительность, которая определяется как объективная реальность (материя), а реальность субъективная (явление сознания). Риск является «объективной категорией, существующей независимо от воли и сознания человека, которая неможет быть отменена или подменена психическим отношением субъекта. То обстоятельство, что реализация риска происходит через волевую, сознательную деятельность, не влияет на его объективный характер»2.
В этом смысле несение риска всегда объективно, т. к. известно лицо его несущее и могут быть определены невыгодные для этого лица последствия. Действительно, если деятельность хозяйствующего субъекта осуществляется в условиях неопределенности, то она (неопределенность) существует для всех участников или сторонних наблюдателей, в то же время данная неопределенность может быть оценена ими от несущественной до тотальной. Чувство риска нематериально, однако оно рожда ется как результат сознательного отбора, кодирования, оценки информации. Риск проявляется в поведении субъекта, реагирующего на конкретную ситуацию, отказ от действия — тоже риск, следовательно вменить риск можно только осознанному поведению субъекта, включающему творческий акт выбора целей, средств и способов их достижения. Риск учитывается человеческим сознанием в момент принятия решений с целью избежать или снизить потенциальные потери3.
Главными компонентами категории «кредитный риск» являются понятия, соотносимые с целью банковской деятельности, специфическими банковскими процессами, используемыми финансовыми, материальными и прочими ресурсами и, естественно, конечными результатами. «Если лицо приняло участие в деятельности, предполагающей неоднозначные последствия по неведению (ошибочно полагая закономерность положительного развития событий), то говорить о риске нельзя.
Риск включает в себя не только вероятность наступления определенного события, но и масштаб его последствий»4.
Современные подходы к формированию системы управления риском в кредитной организации требуют обеспечения дифференциации общего и интеграции единичных рисков для перехода от общего риска к частным и далее от частных к единичным рискам, и наоборот. Цена ошибки в разных подразделениях банка различная.
Значит, целесообразно формирование иерархической структуры кредитных рисков в соответствии с иерархией должностных лиц, с использованием соответствующих индикаторов. В соответствии с этим, система управления кредитным риском должна иметь несколько иерархических уровней, что обеспечит выбор наиболее значимых рисков в качестве объектов воздействия и будет способствовать эффективному управлению общим кредитным риском банка.
Современные организационные исследования связаны с анализом событийного аспекта функционирования банка как открытой системы. Банк необходимо рассматривать как структурированный поток событий или как систему коммуникаций и решений. Механизм реализации рисков можно условно разбить на две составляющие, в зависимости от природы возмущающих воздействий, актуализирующих риск. Возмущение, возникновение которого прямо или косвенно связано с действиями (бездействием) человека, будем называть ошибкой, не вдаваясь на первоначальном этапе в ее природу. Возмущение, возникшее объективно, вне зависимости от волеизъявления человека или в силу событий стихийного характера, будем называть ситуацией. Соответственно один и тот же фактор риска может инициировать различные риски в зависимости от природы его актуализации.
Деятельность банка реализуется на различных уровнях иерархии организационной структуры и регламентируется инструкциями, нормативами, лицензиями, правилами документооборота, политикой банка и т. д., соответственно нарушение регламента может повлечь за собой ошибку или ситуацию. Ошибка или ситуация под действием кумулятивного эффекта факторов риска могут повлечь за собой событие риска, если поле толерантности риска мало.
Последнее задается условиями риска5. В свою очередь ошибки порождают неопределенность. Ошибки (случайные и преднамеренные) могут возникать как результат действия (бездействия) на различных уровнях иерархии организационной структуры банка: стратегическом, тактическом, операционном. При этом каждый уровень будет характеризоваться специфическим уровнем активности в банковском процессе6.
Соответственно, события риска инициируют возникновение рисков соответствующего уровня. Принятие решений, способных влиять на кредитные риски, осуществляется на всех уровнях. Чем выше уровень, тем сложнее решение и, соответственно, степень ответственности и серьезность последствий принимаемых решений. Формализованность (программированность) решения характеризует наличие или отсутствие освоенного алгоритма действий. Риск различного уровня может выступать как фактор риска для более высокого уровня иерархии рисков, то есть возможна трансформация риска в факторы риска и наоборот7.
Самый большой риск связан с тем, что люди не придерживаются основных принципов, невыполнение которых обходится организации очень дорого. Самое трудное в организации — заставить человека, переживающего за свою репутацию сказать, что ему нужна помощь. Расплачивается за ошибки банк8.
Необходимо учитывать принципиальную особенность рисков, связанную со спецификой банковской деятельности: во-первых, в банке «предметом труда» (то есть основным используемым ресурсом) для сотрудников выступают денежные средства и ценные бумаги; во-вторых, большая часть сотрудников банка непосредственно связана с управлением или организацией процесса движения денежных средств; в-третьих, основными видами банковских рисков выступают финансовые или так называемые спекулятивные риски.
Подбирая персонал для выполнения тех или иных рисковых операций, необходимо, во-первых, учитывать индивидуальную толерантность к риску лиц, принимающих решение, которая связана с трудностью осознания риска. Во-вторых, необходимо учитывать мыслительные способности, способность анализировать исходные данные, прогнозировать развитие ситуации и каким-то образом (положительно, нейтрально или отрицательно) относиться к вероятным неблагоприятным последствиям своей деятельности.
Успешное решение проблемы управления кредитным риском возможно при условии, что все участники банковского процесса, начиная от руководителей высшего уровня и кончая операционистами, овладеют «философской» составляющей, то есть сформулируют принципиально новую систему взглядов и будут позитивно участвовать в разработке и совершенствовании системы управления риском.
Источник: http://www.klerk.ru