Банкиров заставят хитрить по-новому

0 901

Федеральная антимонопольная служба намерена защитить клиентов банков от недобросовестной рекламы финансовых услуг. Поправки в закон «О рекламе» предполагают запрет на использование мелкого шрифта. Однако банки найдут выход из положения, уверены эксперты.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала поправки в закон «О рекламе», которые регламентируют шрифт написания рекламного сообщения финансовых компаний. Как пояснил GZT.RU заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров, ФАС предлагает запретить использование мелкого шрифта. «Мы не будем ограничивать размер шрифта кеглями, прописывать какой-то один шрифт и размер букв. Наша цель состоит в том, чтобы привлекательные условия, которые не соответствуют действительности, не выделялись», — подчеркнул Кашеваров.

Замглавы антимонопольного ведомства пояснил, что необходимость внесения поправок вызвана обеспокоенностью ФАС участившимися жалобами потребителей на недостоверную информацию о банковских продуктах. Кроме того, Андрей Кашеваров убежден, что реклама должна быть «читаемой» и понятной потребителю. «Многие сталкивались с ситуацией, когда на рекламном щите красуется надпись „0%“ за кредит, а ниже мелким шрифтом сноска обо всех остальных условиях, которые абсолютно не читаются», — приводит пример Кашеваров.

Включить Caps Lock

«Поскольку речь идет о рекламе именно финансовых услуг, то в соответствии со статьей 29 Федерального закона „О рекламе“ 13.03.2006 №  38-ФЗ к ней предъявляются особые требования», — поясняет руководитель юридического департамента АКГ «Интерком-Аудит» Мария Калинина. Так, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. При этом она не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. «Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее», — уточняет юрист.

Нетрудно предположить, что все эти сведения вряд ли возможно разместить на одном рекламном щите. «Банкам придется либо переходить в имиджевую рекламу, либо упрощать сам финансовый продукт», — предполагает Андрей Кашеваров, отмечая при этом, что на сегодняшний день ни один банк не рекламирует полной стоимости продукта. «Видимо, она большая», — говорит замглавы ФАС.

Эффективная ставка

С 12 июня 2008 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которые обязывают кредитные организации до заключения кредитного договора либо до изменения его условий предоставлять заемщику информацию о полной стоимости кредита, под которой подразумеваются все расходы, связанные с получением, обеспечением и обслуживанием ссуды.

Кастрированная реклама

По данным Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) , более 25 млн оформивших кредит россиян стали «жертвами банков», так как не были осведомлены о реальном размере процентной ставки. По словам генерального директора КонфОП Дмитрия Янина, практика недостоверного информирования заемщиков об условиях кредитования продолжается и должны приниматься любые меры, направленные на то, чтобы человек получал как можно больше информации о том, сколько на самом деле стоит кредит. «Даже если этой поправкой ФАС не добьется правдивой рекламы, то по крайней мере „кастрирует“ всю банковскую рекламу», — говорит Янин.

Эксперт не исключает, что под давление регулятора банки начнут кредитовать услугу в целом и появятся рекламные плакаты типа «возьми кредит — купи себе лыжи» без каких-либо уточнений. Янин считает, что, скорее всего, банки постараются избежать полного раскрытия информации в рекламе.

ФАС намерен усложнить задачу. Атимонопольная служба готовит еще одну серию поправок, которые также должны уточнить требования к рекламе. Слова в превосходной степени ( «главный», «лучший» и т. д.) могут быть объявлены вне закона.

Идея сама по себе

«Сама по себе идея неплоха, действительно иногда важные или „хитрые“ условия прописываются мелким шрифтом», — поделился своими соображениями член правления Сведбанка Алексей Аксенов. В то же время в связи с требованиями закона «О рекламе» указывать всю информацию эксперт не представляет, как можно вместить все это на ограниченном рекламном пространстве, если использовать «читабельный» шрифт. «Есть определенные ноу-хау, принципы выстраивания рекламы, которые в том числе предполагают выделение важной информации другим шрифтом, иначе непонятно, что это за книжка висит на столбе»,- обращает внимание Алексей Аксенов.

Директор по маркетингу Альфа-Банка Виктор Шкипин назвал предложение ФАС утопией. «Надо либо менять закон, предписывающий полностью раскрывать все детали предложения, либо оставлять за банками право выделять основную часть крупным шрифтом. Если же писать все нюансы, то реклама станет нечитаемой и неэффективной», — пояснил Виктор Шкипин.

Алексей Аксенов считает инициативу ФАС несвоевременной. «Нельзя за счет рекламы решать другие проблемы, надо банкам четко сказать, что они обязаны доводить всю информацию до сведения потребителей в момент продажи продукта. А требование писать условия одним шрифтом вряд ли принесет желаемый эффект», — говорит Аксенов.

По словам Андрея Кашеварова, на данный момент поправки находятся на рассмотрении в Минэкономразвития и в ФСФР. Шансы на принятие этих уточнений велики. «Некоторое время назад правительством РФ была принята Концепция развития финансовых рынков, в том числе там есть поручение и по регламенту», — уточнил Кашеваров.

Наташа ГОВОРОВА

Источник: Газета

Поделиться

Комментарии

Отменить