Виртуальное управление

0

Вместо того чтобы ездить в командировки, банкиры ходят на видеоконференции

Современные IT-технологии позволяют банкам сэкономить значительные средства на внутренние управленческие расходы. Однако вывести банки на высокий технологичный уровень кредитным организациям часто мешает низкий уровень развития современных технологий в удаленных уголках страны.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Кризис заставил банки пересмотреть систему внутреннего управления и переоценить эффективность использования имеющихся в распоряжении технических ресурсов. Если раньше современное IT-решение зачастую внедрялось для галочки, чтобы подчеркнуть «высокотехноло-гичность» организации, то теперь «мертвые» опции «ожили» и сотрудники начали их активно использовать в повседневной деятельности. Яркий тому пример — услуга видеоконференции.

В докризисные времена при беседе о внедрении IP-телефонии сотрудники IT-департа-ментов с удовольствием рассказывали о преимуществах решения: удобство набора, качество связи, значительное сокращение затрат на междугородные переговоры, а также возможность проведения видеоконференций. После чего, как правило, следовало маленькое уточнение: эта функция (видеоконференция) практически не используется — текущие вопросы руководство банка предпочитает решать либо в ходе телефонного общения, либо при личной встрече.

Но когда ударил кризис, то возможность проведения видеоконференций пришлась как нельзя более кстати, потому что позволила значительно сократить некоторые внутренние расходы, в частности командировочные.

Например, вице-президент Пробизнесбанка Алексей Пирогов рассказал: «Переговорная для проведения видеоконференций в банке была оборудована около трех лет назад, но раньше мы данное техническое решение использовали в своей деятельности очень редко. За последний год мы пересмотрели принципы внутренних коммуникаций. Видеоконференция стала альтернативой командировке. В день, я думаю, у нас сейчас проходит по пять-шесть видеоконференций. Сотрудники теперь выезжают в командировку только в тех случаях, когда без личного присутствия человека задача не может быть решена. Кроме того, недавно мы начали проводить on-line видеотрансляцию общегрупповых мероприятий по нашей внутренней сети».

Видеоконференция позволяет существенно сэкономить еще на одной важной статье расходов — обучении сотрудников. Если лектор не имеет возможности сделать тур по городам и весям, то в этом случае принимающей стороне необходимо организовать централизованный выезд сотрудников. А такие расходы нежелательны в условиях жесткой экономии. Поэтому для проведения тренингов, лекций, семинаров сейчас часто используется не что иное, как видеоконференция. Например, в одном из банков недавно начали активно развивать новое направление — распространение страховых продуктов. Для повышения эффективности продаж «непрофильных» товаров с сотрудниками банка проводит занятия учебный центр компании-партнера. Чтобы охватить максимальное количество филиалов, расположенных в разных городах, учебные курсы организованы посредством видеоконференции. Таким образом, при реализации данного проекта банк смог статью расходов на обучение персонала свести практически к нулю.

Но некоторые банки пошли еще дальше. Они используют возможности видеоконференции не только для осуществления внутрикорпоративных связей, но и для общения со своими деловыми партнерами. Например, очень пригодилась возможность виртуального общения одному из уральских банков при внедрении IT-решения. Дело в том, что разработкой и установкой системы занималась московская компания. Многочасовые перелеты отнимали много сил и времени у сотрудников, а общение, особенно на первом этапе согласования проектной документации, требовалось практически ежедневно. Поэтому для решения текущих вопросов использовались специальные средства коммуникации — аудио-и видеоконференцсвязь, что позволило значительно сократить расходы и ускорить процесс реализации проекта. Кроме того, подобное сотрудничество позволило многим региональным банкам выбирать подрядчиков не по территориальному принципу, а на основании оценки технических параметров представленного на конкурс проекта.

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОДАЖ «НЕПРОФИЛЬНЫХ» ПРОДУКТОВ В ОДНОМ ИЗ БАНКОВ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДИТ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР КОМПАНИИ-ПАРТНЕРА. КУРСЫ ОРГАНИЗОВАНЫ ПОСРЕДСТВОМ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ

ЭКОНОМВАРИАНТ

Установка оборудования для проведения видеоконференции в одной точке может обойтись от $5 тыс. до $100 тыс. Такие расходы могут показаться в нынешних условиях чрезмерно высокими. Поэтому многие банки предпочитают использовать альтернативные средства коммуникации. Сегодня существует множество прикладных программ, передающих видео и звук, — например, VideoPort, Skype. Но эти и другие аналогичные решения предназначены именно для общения двух абонентов, так как качество изображения и возможность фокусировки на конкретном объекте у данных ресурсов достаточно низкие.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Ирина Новожилова, руководитель группы аналитического маркетинга ОАО «РТКомм.РУ»
Ни одна технология не внедряется в коммерческих организациях, если она не может дать эффекта для бизнеса. Технологии видеоконференций — не исключение.
Видеорешения в первую очередь внедряют банки с большой филиальной структурой, потому что видеоконференции нужны для проведения рабочих совещаний с региональными филиалами, для окончательных собеседований с кандидатами, для удаленного обучения сотрудников. Видеоконференции или просто видеоразговоры можно и нужно использовать и для внешних нужд — для работы с клиентами банка. В отделениях и филиалах банка можно использовать видеотерминалы для проведения личных собеседований с потенциальными заемщиками.
Естественно, разные варианты использования технологии подразумевают и разное оборудование, и разные канальные емкости, и разные подходы к организации видеоконференций. Для проведения совещаний руководства банка необходима специальная переговорная комната с высококачественными видеокамерами и широкоформатными экранами, возможно, даже система телеприсутствия. При этом каналы связи с другими участниками общения должны быть надежными, защищенными и высокопроизводительными, то есть необходимо использовать VPN-сеть банка.
На рабочих местах сотрудников могут быть установлены персональные видеотерминалы (ими можно полностью заменить настольные телефоны) или просто веб-камеры и специальное программное обеспечение. При этом используется защищенная сеть банка с приоритезацией трафика для обеспечения качественной работы.
Для отделений банка могут использоваться небольшие настольные системы, устанавливаемые как в операционном зале, так и в отдельных переговорных помещениях. Такие системы также подключаются к сети банка. Для подключения клиентов могут использоваться программные видеорешения и веб-камеры. Для оперативного обращения в круглосуточную службу поддержки банка рядом с банкоматами могут устанавливаться специальные защищенные видеотерминалы.

Тем не менее сейчас во многих организациях возможность точечного общения активно используется между сотрудниками удаленных подразделений или даже в рамках одного офиса. Визуальная коммуникация повышает эффективность бизнес-общения и, как следствие, положительно влияет на результаты труда.

Для организации массового общения существует альтернативный вариант — аудиокон-ференция. Функция организации небольших аудиоконференций встроена в большинство современных АТС, независимо от того, работают они на основе традиционной телефонии или используют протокол IP. Поэтому для активизации данной услуги достаточно иметь в наличии аналоговый, цифровой или IP-аппарат. Это обеспечивает минимальные затраты.

Однако при ведении бизнес-переговоров использование аудиоконференции не всегда удобно. Известно, что при общении по телефону человек усваивает только десятую часть информации. При сопровождении голоса визуальным рядом эффективность общения повышается в шесть раз, так как зритель получает дополнительную информацию из жестикуляции, мимики, позы говорящего. Второй момент: идентифицировать человека исключительно по голосу достаточно сложно, поэтому оптимальный вариант для проведения аудиоконференции — когда за столом переговоров собралось не более трех-четырех человек. Алексей Пирогов поясняет: «Телефонная конференция при участии более десяти человек неэффективна, дискуссия становится трудноуправляемой. Сейчас мы проводим видеоконференции, охватывающие несколько „точек“ и позволяющие участвовать в мероприятии 50-60 сотрудникам».

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Константин Растеряев, менеджер по работе с ключевыми заказчиками финансового сектора компании АМТ-ГРУП
За прошедший кризисный год мы спроектировали и внедрили ряд систем видеоконференцсвязи в банках. Мы отметили для себя не только рост объема продаж по этому направлению, но и изменение отношения многих заказчиков к такого рода решениям. Наконец, и для среднего бизнеса имиджевая составляющая ВКС становится не так важна, как ее финансовая эффективность.
Рост спроса на системы ВКС мы объясняем несколькими факторами. В последние годы российские банки становились территориально распределенными — за счет развития региональных сетей, слияний и поглощений. Большинство из них провели или проводят модернизацию телекоммуникационных инфраструктур: мы в АМТ-ГРУП уже считаем IP-телефонию стандартом для наших заказчиков — компаний крупного и среднего бизнеса. Рост территориальной распределенности актуализировал вопросы оперативного управления подразделениями и экономии средств на служебные поездки, а технологическая готовность сетей заказчиков обеспечила возможность использования современных коммуникационных решений. Экономическая составляющая стала еще более весомой в период финансового кризиса. Большим спросом стали пользоваться большие групповые системы (от $200 000) , которые дают возможность проводить не только деловые переговоры и совещания, но и удаленное обучение региональных специалистов, презентации.
Стоит отметить и развитие самих систем ВКС, которые предоставляют сейчас широкие функциональные возможности и высокое качество видеосвязи: все более востребованы системы, передающие видео в высоком разрешении (HD). Планирование сеансов и управление системами ВКС между тем становятся все более удобными и интуитивно понятными. В поиске оптимальных решений банки выбирают и другие продукты, способные обеспечить экономически эффективные и удобные коллективные коммуникации. Так, один из крупнейших российских банков успешно завершил тестирование нашего программного продукта IP FORUM — инструмента для проведения хорошо управляемых селекторных совещаний в IP-среде, закрывшего нишу между телефонными конференциями и сложными дорогостоящими системами с поддержкой видео.

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ОДНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Существует два наиболее распространенных пути организации видеоконференции. Публичная видеоконференция может осуществляться посредством IP-телефонии или с использованием специализированного оборудования.

На данном этапе даже не во всех крупных банках внедрена IP-телефония. Например, в Пробизнесбанке пояснили, что IP-телефония используется только в региональных офисах. Сотрудники используют IP-телефонию только для голосовых вызовов. Использование skype и ему подобных систем запрещено политикой информационной безопасности. Для того чтобы каждое рабочее место банка в системе IP-телефонии могло использовать видеовызовы, необходимо установить специальные серверы и обеспечить каждое рабочее место специализированным ПО и оборудованием, обучить пользователей, что является достаточно дорогим и сложным процессом. Поэтому в Пробизнесбанке пошли по такому пути — переговорные комнаты в региональных офисах оборудовали для проведения видеоконференций (на данный момент их восемь). Стоимость проекта оказалось достаточно низкой — $7 тыс. за «точку». В качестве основных преимуществ такого решения — высокое качество проведения видеоконференции, надежность, а также простота эксплуатации.

В банке «КИТ Финанс» поступили иначе: при построении единой корпоративной сети офисы поочередно переводили на IP-телефонию. Основное преимущество второго подхода заключается в том, что для организации видеоконференции по IP-телефонии не требуется уже дополнительное оборудование и картинка может демонстрироваться на экране персонального компьютера.

НАЛАДИТЬ СВЯЗИ

Однако для использования услуги видеоконференции организации необходимо иметь определенные технические ресурсы. В частности -телекоммуникационные каналы, способные обеспечить хорошее качество связи. Так, важ-
ным условием при проведении видеоконференций является пропускная способность линий. Считается, что для каналов ISDN этот показатель должен составлять от 64 кбит/с до 512 кбит/с, а для IP-сетей — от 1 мбит/с до 1,5 мбит/с. При этом скорость пропускания должна составлять не менее 200 кбит/с.

В ПРОБИЗНЕСБАНКЕ ОБОРУДОВАЛИ ПЕРЕГОВОРНЫЕ КОМНАТЫ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОФИСАХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ. СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА ОКАЗАЛАСЬ ДОСТАТОЧНО НИЗКОЙ — $7 ТЫС. ЗА «ТОЧКУ»

Но, как известно, сегодня существуют огромные территории, где современные информационные технологии практически не испортили естественной среды обитания. Поэтому в удаленных регионах пропускная способность сети не соответствует мировым стандартам, а подключение через Интернет не позволяет обеспечить необходимого качества соединения. В результате часть филиалов банков остается на сегодняшний день за пределами виртуального общения. Расходы финансово-кредитных структур на самостоятельную прокладку современных линий могут в тысячи раз превзойти экономический эффект от подобного внедрения. Поэтому в обозримом будущем кредитным организациям придется и дальше совмещать «старые» и современные технологии общения — заменить все и сразу, скорее всего, не удастся.  

Автор: Вероника Сошина
Источник: Национальный банковский журнал

Поделиться

Комментарии