Российские банки заняли американские места

0

Для определения значимости и стоимости банковского бренда аналитики Brand Finance помимо динамики рыночной капитализации банка оценивают его финансовые показатели по ключевым операциям. Кроме того, составляется прогноз на ближайшие пять лет с учетом специфики банка и его основных рынков, присутствия банка в ключевых регионах, устойчивости бренда (оценивается отношение к нему потребителей) , а также его рыночной доли, прибыльности.

Вчера была опубликована полная версия ежегодного рейтинга 500 крупнейших банковских брендов мира подготовленного консалтинговой компании Brand Finance совместно с журналом The Banker по итогам 2009 года.

В опубликованной 1 февраля сокращенной версии рейтинга Сбербанк впервые вошел в топ-20, поднявшись с 23-го на 15-е место, а совокупный рост значимости бренда Сбербанка (рост рыночной капитализации банка плюс рост стоимости его бренда) с прошлого рейтинга составил 160%. Стоимость бренда его конкурента — ВТБ выросла только на 37%, а в рейтинге он переместился с 76-й на 83-ю позицию. В ВТБ «Ъ» заявили, что не готовы комментировать снижение рейтинга банка, так как не знакомы с методологией Brand Finance. «ВТБ, в отличие от Сбербанка, нес убытки в течение года. По итогам девяти месяцев 2009 года по МСФО его убыток составил 45,5 млрд руб., возможно, это и обусловило то, что стоимость бренда ВТБ выросла недостаточными темпами»,- комментирует замдиректора аналитического департамента «Юникредит Секьюритиз» Рустам Боташев.

Общее количество российских банков в рейтинге по сравнению с прошлым годом увеличилось с семи до девяти. Рейтинги большинства российских банков, присутствовавших в списке в прошлом году, по итогам 2009 года выросли. Банк Москвы поднялся с 217-го места на 182-е, при этом стоимость его бренда выросла на 113%, до $653 млн. Банк «Возрождение», занимавший в прошлом году 497-е строчку рейтинга, поднялся на 363-ю, несмотря на снижение стоимости бренда на 20%. Стоимость бренда банка «Уралсиб» снизилась на 72%, однако в рейтинге он поднялся с 468-го на 405-е место, банк «Зенит» вместо 459-го места занимает теперь 448-е.

Во многом рост рейтинга брендов российских банков объясняется тем, что число американских банковских брендов в рейтинге значительно сократилось — с 95 до 85. Ослабление американских банков повысило позиции банков из развивающихся стран, отмечено в отчете The Banker. «Российские банки, несмотря на тяжесть экономической ситуации внутри страны, понесли гораздо меньшие финансовые потери во время кризиса по сравнению с крупнейшими мировыми игроками»,- говорит аналитик JP Morgan Bank Алекс Кантарович.

Сразу три российских банка впервые были включены в рейтинг — бренд банка «Русский стандарт» вошел сразу в топ-200, заняв 160-ю позицию. Также в рейтинге дебютировали МДМ банк, который занял 237-е место, и Номос-банк (337-е место). «В кризис „Русский стандарт“ начал привлекать депозиты физлиц, диверсифицировал пассивную базу, снизив таким образом риски ликвидности»,- рассуждает о причинах его включения в рейтинг аналитик «Тройки Диалог» Екатерина Сидорова. «Для МДМ банка основным условием включения в рейтинг, очевидно, стало объединение с УРСА банком, в результате которого он вошел в топ-10 крупнейших российских банков»,- напоминает Алекс Кантарович.

Единственным банком, выпавшим в этом году из топ-500 мировых брендов, оказался Росбанк. В прошлогоднем рейтинге он занимал 470-е место, в топ-500 по итогам 2009 года вообще не попал. В Росбанке вчера отказались от комментариев. «В течение года Росбанк был поглощен интеграцией с другими активами его основного акционера группы Societe Generale, очевидно этим объясняется недостаточная работа над повышением стоимости бренда,- говорит Екатерина Сидорова.- К тому же Росбанк показывал в течение года рост просроченной задолженности и активно формировал резервы, показывая на протяжении года убытки, что негативно отразилось на стоимости бренда».

Елена ПАШУТИНСКАЯ, Евгений ХВОСТИК

ПРИМЕЧАНИЕ

В пятницу 12 февраля банк «Возрождение» распространил в СМИ опровержение информации о том, что стоимость его бренда уменьшилась на 20%. В сообщении кредитной организации утверждается, что упомянутый показатель, напротив, вырос на 175%.

Источник: Коммерсант

Поделиться

Комментарии