Тема, выбранная для данной статьи, отражает содержание второго и третьего компонентов Базеля II: второй компонент — надзорный процесс, третий компонент — отчетность кредитных организаций или «Рыночная дисциплина», как он озаглавлен в документе. Появление данных разделов в Базеле II обусловлено необходимостью дополнения требований к выполнению норматива достаточности собственных средств (капитала) , изложенных в первом компоненте, применением рекомендаций в области надзора и совершенствования систем внутреннего контроля за рисками и раскрытия информации кредитными организации.
Оба вопроса не новы для банковского сообщества, однако в Базеле II, впервые собраны воедино, обобщены и представлены для использования основные принципы и подходы к организации и наполнению надзорного процесса и отчетности банков.
Второй компонент — надзорный процесс
Характеризуя в целом второй компонент Базеля II, хотелось бы, в первую очередь, остановиться на основных проблемах, поставленных разработчиками документа. Условно данный раздел можно разделить на две взаимосвязанные части: первая — осуществление функций надзора за кредитными организациями со стороны надзорных органов, вторая — управление рисками (включая вопросы прозрачности отчетности) , а также рекомендации, касающиеся трактовки процентного риска в отношении финансовых инструментов банковского (неторгового) портфеля, кредитного риска в части стресс-тестирования, определения дефолта заемщика, операционного риска, секъюритизации. Иными словами, в части управления рисками кредитной организацией второй компонент включает те вопросы, которые не затронуты первым компонентом Базеля II.
Сам перечень проблем, затронутых во втором компоненте, говорит о важности надзорного процесса не только в качестве гарантирования наличия у банков достаточности собственных средств (капитала) для покрытия рисков, но и для стимулирования кредитных организаций к разработке и применению усовершенствованных методов мониторинга и управления рисками. Тем более что надзор подразумевает введение ответственности руководства кредитных организаций за разработку и внедрение внутренних процедур оценки собственных средств (капитала) и определение его уровня, соизмеримого с характером и объемом операций банка, несущих в себе тот или иной вид риска.
Непосредственной функцией надзорного органа является оценка способности банков адекватно определять требования к собственным средствам (капиталу) для покрытия рисков и при необходимости вмешиваться в этот процесс. Идеальной моделью, в соответствии с подходами Базеля II, является тесное взаимодействие надзорных органов и кредитных организаций с целью поддержания их активного диалога в данной области. Такая работа позволяет при обнаружении недостатков оперативно реагировать и предпринимать активные действия в случае необходимости уменьшения рисков или увеличения собственных средств (капитала) 1.
В рамках продолжения работы над Основными принципами эффективного банковского надзора (Базельский комитет по банковскому надзору, сентябрь 1997 года) и Методологией основных принципов (Базельский комитет по банковскому надзору, октябрь 1999 года) и совершенствования подходов к надзорному процессу (Базель II) , определено четыре принципа пруденциального надзора, дополняющих ранее разработанные в вышеназванных документах2.
Принцип 1
Банки должны разрабатывать процедуры оценки достаточности собственных средств (капитала) с учетом характера рисков, присущих тем или иным видам их деятельности, а также стратегию поддержания уровня достаточности собственных средств (капитала) на уровне, необходимом для покрытия рисков.
В соответствии с Базелем II рекомендуется выполнять построение процесса управления рисками, опираясь на следующие его составляющие:
— надзор со стороны совета директоров (наблюдательного совета) ;
— обоснование оценки необходимой величины собственных средств (капитала) ;
— всестороннюю оценку рисков;
— мониторинг и отчетность;
— построение и совершенствование системы внутреннего контроля.
Организация эффективной системы управления рисками в кредитной организации позволяет ограничивать риски приемлемым уровнем, то есть уровнем, не угрожающим финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков, и тем самым способствует стабильности и надежности кредитной организации в целом.
Как правило, к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации относятся следующие вопросы:
— утверждение стратегии и политики в области управления достаточностью собственных средств (капитала) ;
— утверждение стратегии и политики управления тем или иным видом риска, в том числе регулярная (как правило, не реже одного раза в год) ревизия утвержденной стратегии и политики. Частота пересмотра стратегии зависит от частоты возникновения существенных изменений рыночных, финансовых и (или) иных факторов и условий деятельности кредитной организации;
— создание в кредитной организации подразделения, обеспечивающего эффективное управление риском (ами) , в том числе определение полномочий и ответственности структурных подразделений и (или) ответственных лиц, осуществляющих управление риском (ами) , определение порядка взаимодействия между ними, а также утверждение системы составления и представления отчетности совету директоров (наблюдательному совету) ;
— разработка и утверждение общего предельно допустимого уровня (лимита) рисков, определяемого в целом для кредитной организации по всем операциям с финансовыми инструментами, несущими в себе риски.
Принцип 2
Надзорный орган обязан осуществлять проверки и оценивать адекватность определения кредитными организациями уровня достаточности собственных средств (капитала) , стратегию в данной области, а также оценивать способность кредитной организации осуществлять мониторинг и обеспечивать соблюдение норматива достаточности собственных средств (капитала). Органы банковского надзора должны предпринимать необходимые действия в случаях неудовлетворительного результата проверки данной сферы деятельности кредитной организации.
Второму принципу в Базеле II придается особое значение при условии рассмотрения проверок (дистанционных либо на местах) и (или) диалога с банком как основы надзорного процесса.
Согласно Базелю II, надзорным органам рекомендуется осуществлять проверки на регулярной основе, оценивая уровень достаточности собственных средств (капитала) банка, его «качество», объем операций, несущих в себе риски, влияющие на коэффициент достаточности, охват всего диапазона этих рисков.
Предполагается, что органы надзора будут рассматривать результаты анализа чувствительности и стресс-тестов, проводимых банком, и определять степень их влияния на поддержание уровня достаточности капитала на необходимом для банка уровне, что придаст завершенный характер надзорному процессу.
При этом проверки могут сочетать в себе любые из ниже перечисленных действий:
— инспекцию на месте;
— дистанционную проверку;
— совместное обсуждение с руководством банка текущих проблем;
— проверку заключения внешнего аудитора;
— анализ периодической отчетности.
Со стороны банков для соблюдения требований второго принципа необходимо раскрытие особенностей внутренних методологий, используемых для расчета требований к капиталу и уровня рисков.
Взаимосвязанный характер изложенных во втором компоненте принципов предполагает, что неудовлетворительный характер проведенных проверок обусловит принятие мер, предложенных в принципах 3 и 4.
Принцип 3
Кредитные организации должны поддерживать, а органы банковского надзора иметь возможность требовать от банков поддержания уровня достаточности собственных средств (капитала) выше установленных нормативов.
Требования данного принципа основаны на том, что величина собственных средств (капитала) кредитной организации, согласно алгоритму расчета, заложенному в первом компоненте Базеля II, подразумевает возможность ее снижения до минимального уровня.
В то же время в отношении банков, у которых внутренние системы управления рисками находятся на неудовлетворительном уровне, Базель II предполагает для надзорного органа право повышения минимального уровня коэффициента достаточности собственных средств (капитала) или, придерживаясь терминологии документа, создание некого буферного запаса. При этом органы надзора имеют в своем арсенале различные методы регулирования достаточности собственных средств (капитала) банка. Среди прочего допускается использование такой меры, как установление индивидуальных коэффициентов достаточности, обеспечивающих уровень капитализации банка выше минимально установленного.
Принцип 4
Органы банковского надзора должны осуществлять превентивное вмешательство в деятельность кредитной организации, у которой возникает угроза снижения уровня собственных средств (капитала) ниже минимально установленного уровня, и обязаны принимать срочные меры по исправлению положения.
В рассматриваемой ситуации надзорному органу необходимо рассмотреть ряд мер,
в том числе:
— усиление надзора за кредитной организацией;
— ограничение выплаты дивидендов акционерам;
— требование к банку о подготовке и осуществлении мероприятий по восстановлению уровня собственных средств (капитала).
При этом в Базеле II рассматривается возможность сочетания действий по совершенствованию систем и механизмов внутреннего контроля за рисками с целью их снижения с увеличением размера собственных средств (капитала) , в том числе предусмотрен вариант их временного увеличения.
В заключение хотелось бы отметить следующее о рекомендациях второго компонента: при всей жесткости некоторых из заявленных требований к кредитным организациям Базель II предъявляет не менее жесткое требование о необходимости соблюдения надзорными органами принципов прозрачности и отчетности перед банковским сообществом.
Согласно Базелю II, органы надзора должны стремиться к прозрачному и подотчетному исполнению своих обязанностей, используя принцип публичности в отношении критериев, которые намерены применять при проверке внутрибанковских оценок достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций. Данное положение закрепляет обстоятельство, определяющее, что при целевом повышении коэффициента достаточности собственных средств (капитала) (определении его индивидуальных значений, превышающих минимально установленный уровень) , принимаемые в расчет факторы должны быть доступны общественности. Надзорный орган обязан разъяснить причины, вызвавшие необходимость применения к банку особых методов регулирования.
Третий компонент — рыночная дисциплина, или отчетность кредитных организаций
Целью третьего компонента является стимулирование рыночной дисциплины банков путем разработки комплекса требований к раскрытию информации, позволяющее участникам рынка адекватно оценить сферы деятельности кредитной организации, ее подверженность риску, качество управления рисками, величину собственных средств (капитала) и, следовательно, уровень достаточности собственных средств (капитала). Представляется, что отчетность банков имеет особое значение в связи с тем, что, опираясь на внутрибанковские технологии, Базель II дает кредитным организациям более широкую свободу действий при оценке потребностей в капитале и является эффективным средством информирования участников рынка о рисках, которые принимает на себя та или иная кредитная организация.
С целью развития системы отчетности кредитных организаций и совершенствования механизмов стимулирования банков к «прозрачности», согласно Базелю II за надзорными органами признается право и необходимость установления требований к раскрытию информации. К числу рычагов воздействия на банки можно отнести различные методы, такие как:
— требование о составлении и представлении обязательной отчетности;
— публикация части или всех сведений, содержащихся в отчетах;
— принуждение к раскрытию информации в диапазоне от «морального убеждения» через диалог c руководством банка до предупреждений и санкций.
Характер используемых мер непосредственно должен опираться на правовые возможности органа надзора и учитывать серьезность нарушений.
Немаловажным при рассмотрении вопросов отчетности кредитных организаций является ее соответствие требованиям международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
В этом аспекте требования Базеля II состоят в том, чтобы более узкий охват отчетности, раскрывающей только информацию, связанную с достаточностью собственных средств (капитала) кредитных организаций, не только не противоречил более широкому спектру признанных мировым сообществом стандартов бухгалтерской отчетности, но и являлся бы ее неотъемлемой частью. Более того, Базельский комитет по банковскому надзору готов к рассмотрению вопроса о необходимости внесения изменений в третий компонент по результатам мониторинга и анализа развития банковского сектора в случае, если соответствующие коррективы будут внесены в МСФО.
Одновременно в документе подчеркивается, что единство отчетности является не только проблемой единства информации, публикуемой согласно требованиям Базеля II и МСФО, но и единства места ее публикации, что означает доведение до общественности любых сведений, в том числе не относящихся к числу обязательных, с использованием одного и того же места их опубликования.
Кроме того, в Базеле II подчеркивается тот факт, что ежегодно раскрываемая финансовая отчетность, в том числе касающаяся достаточности собственных средств (капитала) банков, должная быть заверена аудитором, а опубликованный вместе с отчетами дополнительный материал должен соответствовать заверенным аудитором данным.
Требование о раскрытии информации неизбежно поднимает вопрос о периодичности соответствующих публикаций. Третий компонент Базеля II содержит рекомендации о подготовке таких отчетов раз в полгода со следующими исключениями:
— «качественная» информация, то есть сведения о целях и политике банка по управлению рисками, о системе внутреннего контроля и внутрибанковской отчетности могут публиковаться один раз в год;
— наиболее крупные кредитные организации (особенно международного масштаба) , учитывая их повышенную чувствительность к рискам, обязаны раскрывать информацию о собственных средствах (капитале) , коэффициенте достаточности, а также о величине рисков, включенных в расчет данного коэффициента, ежеквартально.
В любом случае раскрытие информации должно в первую очередь опираться на требования национального законодательства.
Говоря о раскрытии информации, неизбежно задаешься вопросом о соотношении принципов «открытости» и конфиденциальности. Ведь зачастую сведения о тех или иных банковских продуктах и технологиях, сделках, клиентах являются конфиденциальными в том смысле, что могут быть разглашены только на условиях правового соглашения сторон. На этот случай Базель II указывает, что кредитная организация может раскрывать не конкретные данные, а общие, агрегированные сведения о сущности соответствующего направления деятельности банка, которые не могут быть рассмотрены надзорным органом как нарушение требований документа.
В заключение третьего компонента приводится подробный перечень форм отчетности с указанием на обязанность кредитных организаций иметь утвержденную советом директоров политику раскрытия информации, отражающую подход банка к определению характера раскрываемой информации, а также порядок осуществления внутреннего контроля за процессом ее раскрытия.
Всего в документе предложено 13 форм отчетности, каждая из которых содержит две части: раскрытие качественной информации и раскрытие количественной информации.
Кроме того, отчетность содержит три раздела:
— к первому разделу относится таблица 1 «Сфера применения», которая содержит сведения о консолидированной группе, в случае если банк входит в ее состав;
— во втором разделе «Капитал» приводятся две формы: таблица 2 «Структура капитала» и таблица 3 «Достаточность капитала» «;
— третий, самый объемный и значительный с точки зрения проблемы достаточности собственных средств (капитала) раздел „Подверженность риску и оценка риска“. В него входит 10 таблиц. В этих таблицах по каждому отдельному виду риска (кредитному, рыночному, операционному, процентному, банковского портфеля и пр.) банки должны описывать свои цели и политику управления риском, включая следующие вопросы:
— стратегию и тактические подходы к решению поставленных задач;
— структуру и схему организации управления соответствующим видом риска;
— охват и характер систем измерения риска и отчетности;
— политику хеджирования и (или) снижения риска (учет обеспечения) , а также процедуру мониторинга эффективности хеджирования.
В перечень таблиц третьего раздела входят:
— таблица 4 „Кредитный риск: общее раскрытие информации“;
— таблица 5 „Кредитный риск: раскрытие информации по портфелям, к которым применяются стандартизированный подход и подход IRB“;
— таблица 6 „Кредитный риск: раскрытие информации о портфелях, к которым применяется подход IRB“;
— таблица 7 „Снижение кредитного риска (учет обеспечения) для стандартизированного и IRB-подхода“;
— таблица 8 „Секъюритизация: раскрытие для стандартизированного и IRB-подхода“;
— таблица 9 „Рыночный риск: раскрытие информации банками, применяющими стандартизированный подход“;
— таблица 10 „Рыночный риск: раскрытие информации для банков, применяющих метод VAR“;
— таблица 11 „Операционный риск“;
— таблица 12 „Акции: раскрытие информации по неторговому портфелю“;
— таблица 13 «Процентный риск по банковскому портфелю».
В качестве примера приводим одну из форм отчетности, касающуюся раскрытия информации по кредитному риску (см. табл.).
Подводя итоги рассмотрения второго и третьего компонентов Базеля II, можно констатировать, что банковскому сообществу предложена не только всеобъемлющая система надзора, управления и раскрытия информации о достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций, но в ряде случаев — принципиально новые подходы к реализации процесса, направленного на совершенствование регулирования банковской деятельности.
Таблица. Кредитный риск: общее раскрытие информации
Характер информации | Раскрытие информации |
Раскрытие качественной информации |
Требование об общем качественном раскрытии информации, включая: — определение просроченных и сомнительных кредитов; — описание подходов к созданию резервов на возможные потери; — политику банка в области управления риском; — описание методов расчета кредитного риска для кредитных требований, в отношении которых применяется: стандартизированный подход, фундаментальный IRB-подход и усовершенствованный IRB-подход |
Раскрытие количественной информации |
1. Суммарная величина кредитного риска с разбивкой по основным инструментам. 2. Географическое распределение риска по наиболее значимым регионам. 3. Распределение риска по отраслям или типам контрагентов с разбивкой по основным инструментам |
1 — Одновременно в Базеле II подчеркивается, что предпочтительным вариантом является не увеличение собственных средств (капитала) , а ужесточение контроля за рисками, применение внутренних лимитов, увеличение резервов, а также совершенствование системы внутреннего контроля.
2 — В рамках данной статьи автор не останавливается на рекомендациях Базеля II, касающихся методик управления рисками (процентным, операционным и пр.) , в связи с тем что многие из них были подробно изложены в ранее опубликованных рекомендациях Базельского комитета.
Автор: О.А. Зайцева, независимый эксперт, к.э.н.
Источник: методический журнал «Регламентация банковских операций. Документы и комментарии»