Президент Ассоциации российских членов Europay (АРЧЕ) считает, что в готовящемся законопроекте «О национальной платежной системе» прослеживается желание российского регулятора контролировать работу международных систем, а идея национального оператора в ее нынешнем виде нереализуема.
Интервью с Андреем Королевым, Президентом Ассоциации российских членов Europay (АРЧЕ).
— Как Вы считаете, почему именно в прошлом году ударными темами начал готовиться законопроект «О национальной платежной системе», хотя дискуссии на эту тему ведутся долгие годы?
— К сожалению, есть только догадки. Была поставлена такая задача. Кем, что за задача, какие цели — мы не знаем. Обстановка секретности и тот факт, что разработка закона по регулированию рынка, существующего двадцать лет, началась без привлечения профессиональных участников этого рынка, — все это показалось, как минимум, странным. Поэтому мы активно включились в процесс и инициировали обсуждение законопроекта в банковском сообществе.
— На каком этапе вы активно включились в дискуссию?
— В августе прошлого года, когда ЦБ опубликовал первый вариант текста законопроекта. Это делалось в рамках рабочей группы при АРБ.
— В законопроекте исходно фигурировал запрет на передачу информации о российских транзакциях на территорию иностранных государств. Насколько я понимаю, данное положение сохраняется и в последних версиях?
— В последнем варианте это требование несколько видоизменилось, но осталось.
— Можно ли предположить, что это
— Не исключено. Но как бы то ни было, данное ограничение на сегодняшний день технически нереализуемо, и это один из аспектов, который в рамках обсуждения законопроекта оставляет ощущение беспомощности и недосказанности. Ну нельзя этого сделать, если не закрыть информационное пространство страны, чего, судя по всему, заказчики и разработчики делать не собираются.
— Тогда есть вероятность того, что в этой части закон просто не будет работать?
— Необходимо корректировать данную норму. Но для того, чтобы это сделать содержательно, у нас не хватает понимания о поставленных целях.
В первых версиях было еще новшество, касавшееся регулирования платежных систем. Один ваш коллега сказал по этому поводу, что, мол, ЦБ хочет регулировать международные платежные системы. По факту так и получалось. Впрочем, сейчас говорится уже о «наблюдении».
Другое небесспорное новшество — это создание оператора «Российские платежные карты», что, по сути, напоминает ответственного за карты в стране. Не поймите меня неправильно. Наличие ответственного — это неплохо, но любое дело требует наполнения, как людьми, так и идеями. То, что теоретически может появиться профессиональная группа людей, которая каждый день с утра до вечера будет думать о том, как развивать платежную систему страны, — это неплохо. Но все будет зависеть от поставленных целей и задач и, конечно, от людей — кто они, какие решения станут принимать и как претворять их в жизнь.
— Если законопроект примут в его нынешнем виде, какое влияние он окажет на рынок?
— Ну, если сравнить с печально известными примерами внедрения нового регулирования, которые имели место в некоторых отраслях, — худшего удалось избежать. Норм, способных тормознуть рынок, на наш взгляд, в известной нам на сегодня версии законопроекта не наблюдается. В текущем виде он мало чего привнесет, кроме общих норм регулирования, но в то же время заставит международные платежные системы пойти на ряд затратных шагов, связанных с организацией своего российского присутствия.
То, что теоретически может появиться профессиональная группа людей, которая каждый день с утра до вечера будет думать о том, как развивать платежную систему страны, — это неплохо.
Источник: Журнал «Банковское обозрение»