Источник: Banki.ru
Сборщики долгов в России решили заняться повышением финансовой грамотности должников. Для этого они хотят организовать специальные курсы, на которых будут не только просвещать граждан о банковских продуктах, но также убеждать вернуть долг. Заодно и предлагать возможные варианты его погашения. Многие участники рынка считают эту идею не более чем пиар-ходом.
О том, что знания россиян о финансах оставляют желать лучшего, сегодня говорят сплошь и рядом. Летом прошлого года Минфин объявил о начале реализации программы повышения финансовой грамотности населения страны. Периодически проводят семинары и обучающие курсы кредитные организации. Теперь за дело взялись и коллекторы: председатель Комитета коллекторских агентств «Деловой России» и председатель совета директоров коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Александр Федоров заявил в пятницу, что в марте будет запущен новый проект: курсы финансовой грамотности для граждан, которые допустили просрочку по кредиту, но смогли хотя бы частично погасить долг.
По словам Федорова, для должников эта услуга будет абсолютно бесплатной, а финансирование проекта будет осуществляться пулом неких банков. В первый год планируется направить на курсы около 5 тыс. человек, в следующем их будет уже 15 тыс. Курсы будут организованы в Москве и не менее чем в 40 регионах России.
«На курсах преподаватели — сотрудники коллекторских агентств и банков будут, кроме всего прочего, убеждать должников расплатиться по кредиту. И искать вместе с ними варианты, как это можно сделать, — рассказал Александр Федоров. — А банки, которые финансируют проект, станут предлагать физлицу оформить кредит для рефинансирования задолженности».
Он объяснил, что повышать грамотность будут заемщикам, которые смогли погасить не менее 30% от общей суммы кредита. Средняя сумма задолженностей, с которыми сегодня работает «Центр ЮСБ», составляет около 35 тыс. рублей, но в первую очередь просвещать и помогать будут тем, кто задолжал банкам более 100 тыс. «Вы прямо как ангелы!» — иронично сказал
Несмотря на очевидную приятность и полезность данного начинания, участники рынка отнеслись к нему с изрядной долей скепсиса. «Идея неплохая, но неэффективная, — говорит один из бывших менеджеров крупного розничного банка, занимающегося потребительским кредитованием. — Такой инициативе нужно продвижение, нужны люди, нужны полноценные приемные для должников. Но как это можно сделать в масштабах одной компании?»
Руководитель отдела по возврату просроченной задолженности Райффайзенбанка Владислав Котельников отмечает, что сложно представить, какие банки захотят финансировать этот проект. «Вряд ли
Директор департамента розничного кредитования Абсолют Банка Александр Будник полагает, что с точки зрения погашения действующих кредитов наиболее эффективна индивидуальная работа, в рамках которой банк или его партнеры — коллекторские агентства могут ответить на любые вопросы клиента по погашению. «Не вижу смысла собирать таких должников в одном месте», — подчеркивает он.
С его мнением согласны и участники коллекторского рынка. По словам генерального директора компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елены Докучаевой, говорить о финансовой грамотности с гражданами все-таки стоит до получения первого кредита. Если же речь идет о возможности реструктуризации или рефинансирования имеющейся задолженности, то этим занимается любой коллектор. «Они не организовывают никаких специальных курсов, это всего лишь техника ведения переговоров с должниками, — поясняет Докучаева. — Это суть работы коллектора — разъяснить должнику последствия, объяснить, как он может справиться с текущей задолженностью, составить график ее погашения, а иногда, если есть возможность, порекомендовать банки, где можно будет перекредитоваться, даже на более выгодных условиях».
Докучаева оценивает данный проект как некую пиар-акцию. «То, что коллекторы должны делать и делают каждый день, преподносится как социальная программа по повышению финансовой грамотности», — указывает она.
Ей представляется, что заинтересованность в участии в данном проекте могут проявить банки, которые работают с категорией subprime — с заемщиками с не совсем хорошей кредитной историей. Такие банки выдают кредиты под очень высокие проценты и могут быть заинтересованы в получении пула заемщиков с просрочкой, но не безнадежных. Соответственно, интересно будет участвовать в программе кредитным организациям, которые хотят как можно более быстрого погашения имеющейся задолженности. Это можно будет сделать, убедив должника в необходимости получения еще одного кредита в другом банке. «В принципе, „Центр ЮСБ“ выигрывает в любом случае, ведь главная цель — добиться погашения долга и получить комиссию», — резюмирует Докучаева.
По мнению банкиров, кредитные организации уже давно научились быть подобными «ангелами» сами. «За последние два года крупные российские банки создали и укрупнили собственные внутренние подразделения, внутренний коллекшн, — говорит Котельников. — И они сами прекрасно справляются и с просрочкой, и с просветительской работой с клиентами».
«Функцию повышения финансовой грамотности, просвещения граждан уже давно взяли на себя соответствующие интернет-ресурсы, в частности Банки.ру, — добавляет экс-менеджер крупного розничного банка. — Занимаются этим средства массовой информации, занимаются и сами банки. Понятно, что добросовестным должникам нужна информация — и эти ресурсы ее предоставляют».
Вместе с тем все опрошенные порталом Банки.ру участники рынка согласились с тем, что уровень финансовой грамотности россиян необходимо поднимать. «Приветствую любые усилия, направленные на ее повышение», — подчеркивает Будник. «Трудно судить, насколько жизнеспособным окажется этот проект, — заявили в пресс-службе банка ВТБ 24. — Но мы, разумеется, можем только приветствовать инициативы, направленные на решение проблемы просроченной задолженности, повышение общего уровня финансовой грамотности. Нам импонирует нестандартность подхода».
Автор: Татьяна ТЕРНОВСКАЯ
Источник: Banki.ru