Источник: Forbes
Сейчас на рынке автокредитования работают около 100 банков. Это довольно перспективный сегмент, учитывая, что речь идет о залоговом кредитовании. Однако занять в нем «место под солнцем» сможет далеко не каждая кредитная организация.
По расчетам экспертов, в сегменте автокредитования останутся работать только банки, способные обеспечить максимальную скорость и простоту рассмотрения заявки. Другие игроки, которые не смогут предложить клиентам современные решения, очень быстро окажутся вне рынка.
Впрочем, уже сейчас услуги по автокредитованию предоставляет лишь небольшое количество банков. Причина кроется в том, что в кризисные периоды авторынок, как правило, показывает значительную просадку. Так, в 2015 году объемы продаж автомобилей сократились на 35,7%, в 2016 — еще на 11%. Но когда экономика начинает постепенно восстанавливаться, то вслед за ней растут и продажи. В 2017 году период падения рынка завершился. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за прошедший год продажи легковых автомобилей и легковых коммерческих автомобилей (LCV) в нашей стране выросли на 12%. То есть мы видим на этом примере, что стабилизация ситуации в экономике привела к восстановлению спроса на легковой автотранспорт.
Впрочем, помимо глобальных негативных факторов — падения покупательной способности населения и роста стоимости автомобилей из-за снижения курса рубля — на отрасль влияют еще и внутренние изменения.
Автолюбителям стало сложнее приобрести собственный транспорт из-за увеличения расходов на его обслуживание — удорожания страховых полисов, повышения цен на бензин, действия налога на роскошь.
Тем не менее эксперты уверены, что позитивный тренд пока сохранится. Основной довод в пользу таких оптимистичных прогнозов состоит в том, что люди неохотно меняют привычки — им сложно отказаться от комфортного автотранспорта даже при наличии сдерживающих факторов. Кроме того, сейчас обеспеченность россиян автомобилями невысока. По данным агентства «Автостат» на 1 июля 2017 года, на 1000 граждан приходится всего 290 легковых автомобилей. В развитых европейских странах аналогичный показатель в 2 раза выше, в США — в 3 раза. Так что, несмотря на высокую волатильность авторынка и неустойчивость потребительского спроса, сегмент имеет значительный потенциал роста, что не может не отражаться на автокредитовании.
Кредиты в помощь
На интенсивность развития авторынка существенно влияет доступность кредитных средств. В 2017 году объем автокредитования также начал восстанавливаться. За весь 2016 год, по данным FRG, было выдано автокредитов на 353 млрд рублей, в то время как за первое полугодие 2017 года — уже 212 млрд рублей.
Снижение процентной ставки, смягчение требований к заемщикам и залоговым автомобилям способствовали увеличению продаж на авторынке. В третьем квартале 2017 года доля автомобилей, купленных в кредит, составила 52,9%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,6 п.п, говорится в исследовании НБКИ.
Объясняется такая динамика, в том числе, действием государственной программы льготного автокредитования, которая стала мощным драйвером не только для банковского сектора, но и автопроизводителей.
Но потенциал роста в сегменте автокредитования далеко не исчерпан. По нашим прогнозам, в 2020 году объем продаж автокредитов увеличится на 25%. Таким образом, российский рынок подтянется к европейским «пропорциям», где продажи автомобилей в кредит составляют более 70%.
Наибольший рост будет, по нашим ожиданиям, в сегменте подержанных автомобилей, где доля автокредитных продаж пока составляет всего 15%. В скором времени она может достигнуть 35%. Смещение спроса в эту сторону будет происходить из-за увеличения стоимости автомобилей и стремления многих граждан сократить свои расходы на покупку. Еще одна причина — в усилении работы банков на этом рынке.
Счет идет на секунды
Рынок автокредитования переживает серьезные изменения. Желающих занять в нем свою нишу довольно много. Интерес банков, в первую очередь, связан с тем, что это залоговый вид кредитования, а потому риски в нем компенсируются залогом. Однако «тихой гаванью» автокредитование не назовешь — удержаться в этом сегменте все сложнее, поскольку требования к технологиям кредитования повысились как со стороны клиентов, так и со стороны партнеров.
Сейчас некоторые кредиторы готовы предложить конкретный продукт клиенту в течение часа. На текущем уровне развития рынка вся процедура — от момента оформления заявки до подписания кредитного договора — может занимать не более 15 минут. Для салонов важны «горячие» продажи, для клиентов — сэкономленное время.
При этом сокращение сроков рассмотрения и обработки заявки не влияет на качество оценки заемщика и приобретаемого автомобиля — это стало возможным благодаря автоматизированной проверке. Более того,от заемщика требуется минимальный набор информации — ФИО, паспорт, контактный телефон.
Что касается объекта залога, то именно возможность качественной проверки «прошлого» автомобиля стала спусковым крючком для активизации работы банков на вторичном рынке. Сейчас технологические решения и открытые базы данных позволяют по VIN-номеру автомобиля проверить пробег машины, сведения о ДТП и ремонтах, количестве владельцев, географии эксплуатации автомобиля, а также информацию об ограничениях и залогах.
Первые на конвейере
Автокредитование, по сути, стал первым сегментом залогового кредитования, где банки пошли по пути полной автоматизации процессов выдач и оформления кредита. Совершенствование технологии проведения экспертизы, создание и открытие баз данных для проверки авто и получения информации о клиенте, организация межведомственного взаимодействия — все это приведет в самое ближайшее время к существенному изменению кредитного рынка.
На первом этапе использование имеющейся информации позволит значительно улучшить качество обслуживания и сократить время проведения сделки. На втором этапе — сократить операционные расходы. Игроки, сумевшие аккумулировать и обработать имеющиеся сведения и запустить кредитный конвейер, получат значительное конкурентное преимущество и потеснят остальных участников рынка. Пришло время «горячих» быстрых продаж, когда салонам важно не упустить покупателя, а банкам — долю рынка.
Источник: Forbes