В результате борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и с финансированием терроризма, в ряде стран банки решили закрыть часть корреспондентских счетов или вообще отказаться от сотрудничества с банками- корреспондентами.
Эта тенденция, угрожающая традиционной системе обслуживания мировой торговли, привлекла внимание таких влиятельных многосторонних организаций, как Международный Валютный Фонд и Банк Международных Расчетов.
Они пришли к выводу, что сокращение количества корреспондентских счетов – одно из проявлений общего стремления банков к снижению рисков (de-risking). Вполне оправданное стремление на системном уровне становится опасным для глобальной торговли в частности и для мировой экономики в целом. Можно ли замедлить этот процесс и предложить меры, обеспечивающие бесперебойность международных расчетов?
Среди решений снижения банковских рисков, связанных с обслуживанием корреспондентских счетов, можно отметить налаживание международного обмена информацией банками-корреспондентами, использование баз данных «Знай своего клиента» (KYC), включение в платежные поручения СВИФТ более подробных данных о бенефициарах и плательщиках и применение глобального идентификационного кода предприятий.
Сами банки реагируют на сокращение корреспондентских счетов переводом платежного оборота к другим банкам-корреспондентам, которые готовы их обслуживать, или перемещением всего блока платежей в другие страны.
В конечном итоге этого может стать недостаточно и, возможно, понадобится вмешательство регуляторов в форме создания платежных систем, способных стать альтернативой традиционным корреспондентским отношениям.
В совместной публикации по проблемам вынужденного снижения банками уровня оптимальных рисков(de-risking), Глобальный центр сотрудничества по безопасности (GCOS) и OXFAM отмечают отрицательные последствия принудительного закрытия банковских счетов как для отдельных слоев общества, считаемых высокорискованными, так и для корпораций и банков-корреспондентов, представляющих «повышенный риск».
В аналитическом материале о последствиях de-risking отмечается:
- как правило, крупные банки представляют более жесткие требования к банковским организациям с менее строгой системой контроля или к небанковским компаниям, работающим частично в серой зоне экономики;
- хотя отдельные банки со своей точки зрения действуют совершенно оправдано, на системном уровне результат противоположен поставленной цели очищения экономики от сомнительных транзакций;
- регуляторы пока не нашли скоординированного ответа на проблему - каждая страна применяет свои правила;
- в результате непродуманных мер страдают менее обеспеченные слои населения, которые вытесняются из финансовой сферы, а целые страны теряют доступ к основным международным межбанковским услугам, включая проведение платежей, обработку чеков и т.д.
DE-RISKING И КОРРЕСПОНДЕНТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
De-risking – серьезная проблема для частных клиентов, но не менее проблематичным является его влияние на международные торговые отношения. «Снижение рисков» здесь ведет к закрытию корреспондентских счетов для «высокорискованных» и малых банков.
Согласно данным Международной торговой палаты (IСC Global Trade and Finance Survey 2016), в 2015 г. 40% банков сократили количество обслуживаемых ими корреспондентских счетов (уже после снижения корр. счетов в 44% банков в 2014 г.) и 35% банков-респондентов пожаловались на принудительное закрытие для них счетов такого толка. По данным ICC, 62% банков столкнулись с отказом для них в торговом сотрудничестве со стороны банков-корреспондентов по соображениям преступных доходов и финансированию терроризма.
После оплаты миллиардных штрафов за нарушение санкционного режима западные банки-корреспонденты склонны не проводить «высокорискованные» операции и для ряда стран и банков, не попавших под санкции.
Хотя ФАТФ формально не требует от корреспондентских банков проверку своих клиентов, на практике банки-респонденты часто ждут этого. Во время встречи в Брюсселе в марте 2015 года представители ФАТФ дали такое объяснение: «При установлении корреспондентских отношений, банки должны проводить обычную проверку корреспондентов (due diligence). Дополнительно им требуется собрать достаточный объем информации о бизнес-стратегии, деловой репутации банка-респондента, о качестве банковского надзора в стране регистрации, об отсутствии претензии со стороны регулятора в связи с нарушением законов по легализации и финансированию терроризма (AML/CFT) и уровне контроля в банке-респонденте за соблюдением требований по AML/CFT. Хотя в случае высокорискованных сценариев возможно отклонение от общих правил, ФАТФ в своих рекомендациях не требует от банков проходить проверку клиентов банка-респондента при установлении и поддержании корреспондентских отношений. Данная формулировка трактуется по-разному, и западные банки-корреспонденты склоняются к жесткой трактовке термина «высокорискованный сценарий».
Особенно остро стоит проблема со счетами в американских долларах. По данным СВИФТ, доля USD в глобальном платежном обороте в 2014 г. составила 51.9 %, по сравнению с (30.5%) евро и (5.4%) фунтов стерлингов. Наличие долларового счета - ключевая задача для большинства банков с международной активной деятельностью, а именно в этой валюте наблюдается самое значительное снижение корреспондентских счетов.
В своем отчете о последствиях de-risking для развивающихся стран, Секретариат британского Содружества наций приводит примеры территорий, которые оказались практически оторваны от корреспондентских банковских услуг. Эти проблемы затронули и центральные банки государств, лишившихся возможности управлять валютными резервами своих стран. По данным Financial Times, с 2002 г. по 2014 г. количество корреспондентских счетов в Евросоюзе сократилось с 25 тыс. до 15 тыс. Как мы видим, Европа сталкивается с теми же проблемами, что и мы. Более того, даже в экономически стабильной Британии с 2012 г. два крупнейших банка закрыли 20% всех ранее открытых корреспондентских счетов.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ МЕЖДУ БАНКАМИ-РЕСПОНДЕНТАМИ
В материале о корреспондентских банковских отношениях, опубликованном в октябре 2015 г., Банк международных расчетов (БМР) предлагает следующие меры:
- использование услуг по «Знай своего клиента», предоставляемых СВИФТ и другими провайдерами;
- использование LEI (глобальной системы идентификации юр. лиц);
- развитие сотрудничества между банками по обмену информацией о своих клиентах. Для этого, однако, как отмечает БМР, необходимо решить ряд проблем обеспечения информационной безопасности и защиты данных;
- усовершенствование формата платежных поручений СВИФТ, включение отправителем дополнительной информации о клиентах в МТ 103.
Помимо этого, в документах МВФ, Всемирного банка и других международных банков развития подчеркивается важность уточнения рекомендаций ФАТФ «знай клиента своего клиента». Двусмысленность документа ФАТФ, вместе с мегаштрафами приводит к чрезмерной осторожности банков-корреспондентов и угрожает мировой торговле и стабильности стран, в большой мере зависящих от денежных переводов из-за границы.
В кризисных ситуациях власти развитых государств могут прибегать к неортодоксальным решениям. Например, согласно данным МВФ, Федеральный резервный банк Атланты открыл специальные счета для переводов в долларах для банков 11 латиноамериканских и 25 других стран, через которые эти банки, минуя корреспондентские долларовые счета, непосредственно получают доступ к внутренней платежной системе США. Конечно, подобные меры могут только временно облегчить проведение транзакций, а для глобального решения проблемы требуются общие системные усилия ведущих экономик мира.
Автор: Иштван ЛЕНГЕЛЬ, Генеральный секретарь Ассоциации банков Центральной и Восточной Европы (ВАСЕЕ)
Источник: Eurasian Financial and Economic Herald by Finance Times