Автокаско дорожает вместе с долларом. Понимая, что клиенты этому не рады, компании пытаются завлечь их оригинальными дисконтными программами.
Чего боимся
Объем премий по автокаско в 2008 г. прогнозировался на уровне 170,5 млрд руб., что составляет более 55% общего объема рынка розничного страхования, указано в исследовании РА «Эксперт». В 2007 г. сборы по автокаско были 125,7 млрд.
Стоимость полиса каско весной 2009 г. в среднем на 10% выше, чем в 2008 г., показал проведенный «Ведомостями» опрос страховых брокеров и клиентов. В прошлом году компании корректировали тарифы на основе статистики убыточности, отмечает исполнительный директор страхового брокера «Комфорт» Виктор Лихачев. Сейчас к ней добавился макроэкономический фактор. Меньше всего повезло владельцам кредитных автомобилей с договорами, где премии зафиксированы в валюте: полисы для них подорожали соответственно девальвации рубля.
«РЕСО-страхование», занимающая по итогам 2008 г. около 9% российского рынка автокаско (2-е место в рэнкинге «Эксперт РА») , с февраля увеличила тарифы по добровольному автострахованию в среднем на 10-15% в зависимости от марки автомобиля. Компания пошла на это
«Росно» (4-е место) пока не пересматривает тарифы, однако может сделать это при резком скачке цен на ремонт, говорит Дмитрий Кузнецов, начальник отдела центра страхования автотранспорта компании.
Стоимость каско корректируется на основе уровня убыточности, стоимости нормо-часа ремонта и стоимости автомобилей, а все три параметра растут, объясняет Евгений Уфимцев, заместитель гендиректора Страхового дома ВСК (6-е место).
Продажи падают
Рост цен может снизить и так не блестящие продажи: компании признают, что заключают меньше договоров по добровольному автострахованию, чем в 2008 г. Спрос на каско сильно зависит от динамики продаж новых автомобилей, объясняет Яна Полянская, представитель страховой компании «Согласие»: в январе — феврале по сравнению с прошлым годом продажи иномарок упали на 30-40%, что снизило спрос на каско, хотя и не так сильно. Рынок держится на пролонгациях договоров страхования кредитных автомобилей, объясняет Павел Самиев, заместитель гендиректора «Эксперт РА». Поэтому, по его оценке, продажи автокаско за первые два месяца 2009 г. сократились на 10-15%.
В такой ситуации самые очевидные из честных способов удержать клиента — делать больше исключений в списке рисков и снимать агентскую комиссию, переходя на прямые продажи, считает Самиев. Лидеры рынка признают, что сейчас активнее предлагают клиентам полисы с франшизой, чем годом ранее. Многие увеличили и срок рассрочки по платежам. У «Ингосстраха» есть программа «Автопрофи», по которой можно сэкономить до 36%, выбрав ремонт в неофициальных техцентрах. «Согласие» запустило с 1 февраля полис «Ничего лишнего» со скидкой 35-40%, предусматривающий выплаты только в случае угона или полной гибели автомобиля. «Цюрих» предлагает полис с франшизой по ДТП, в которых не установлен виновник.
Полис с фантазией
Наиболее изобретательными оказались компании, занимающие небольшую долю рынка. У них продажи каско сокращались сильнее
Компания «Контакт-страхование», не входящая в число 40 крупнейших российских страховщиков, сейчас рекламирует в Москве программу «Профессионал», в которой клиент платит лишь 40% стоимости полиса автокаско. Остальное он вносит, если в течение года попадает в ДТП. Хотя программа была введена еще год назад, популярностью она начала пользоваться в конце 2008 г. и сейчас уже занимает более 15% в портфеле группы, рассказывает представитель компании Егор Волков.
Все эти предложения по сути — квазифраншиза, полезная тем, что приводит в компанию безубыточных клиентов, говорит Самиев. Если все условия и исключения прописаны в страховом договоре, в них нет ничего противозаконного, отмечает Андрей Знаменский, заместитель гендиректора по автострахованию компании «Русский мир».
«Интач страхование» в марте запустило кампанию «Авто на замену», рекламирующую предоставление подменных автомобилей клиентам, чья машина сильно пострадала в ДТП или была угнана. «Мы делаем ставку на сервис, соответствующий европейским стандартам», — объясняет Инна Романьоли, директор по маркетингу «Интач страхования». Автовладельцы включают хороший сервис в тройку основных критериев выбора страховщика наряду с надежностью компании и ценой полиса, добавляет она.
Автор: Елена ВИНОГРАДОВА
Источник: Ведомости