А.Дмитраков: "Не надо бояться коллекторов"

0 1099

О том, как происходит скупка задолженностей, как изменяется политика банков в отношении должников, а также почему услуги коллекторов так популярны и в России, и в Европе, рассказывает Антон Дмитраков, генеральный директор московского представительства компании Lindorff.

— Как изменился кредитный рынок из-за кризиса?

— Основное изменение заключается в том, что банки стали осторожнее относиться как к вопросу предоставления кредита, так и к вопросу возврата задолженности. Раньше банки часто уделяли больше внимания продажам или количеству выданных кредитов, кризис же заставил более пристально сосредоточиться на качестве кредитов или наборе критериев выбора заемщика. Совместно с этим улучшилось понимание важности правильной постановки работы по управлению и сбору дебиторской задолженности. В банках стали выделяться специальные службы, курирующие этот вопрос и забравшие данные функции либо у служб безопасности, либо у юридических отделов, которые на протяжении многих лет обычно отвечали за данное направление.

— Что общего у России с Европой и каковы между ними различия в период кризиса?

- В Европе это далеко не первый кризис, поэтому европейцам в какой-то степени проще его переживать — есть уже свой опыт и наработки. Причем, как показывает практика, сейчас там одним из наиболее важных процессов становится продажа проблемных долгов. Все стремятся реализовать потенциал коллекторов в плане покупки плохих долгов, реструктуризации и высвобождения резервов. В России же индустрия коллекторских услуг начала развиваться недавно, однако на данный момент уже сформировалось несколько серьезных представителей, которые способны быть достойным подспорьем как для банковского, так и остальных секторов экономики в решении проблем с дебиторской задолженностью. Ну, а главным различием Европы и России являются методы работы и подходы к общению с должниками, а также финансовые возможности коллекторов.

— Чем ваша компания отличается от коллекторских агентств?

— В классическом понимании коллекторские компании — это организации, осуществляющие непосредственно сбор или покупку долгов с уже достаточно серьезными сроками (более 90 дней). В нашей же работе сбор долгов — это хоть и один из самых важных, но все-таки не единственный этап. Наши услуги позволяют клиентам минимизировать возможность появления задолженности задолго до того, как возникает проблемный актив. Мы помогаем выстроить систему, позволяющую проанализировать клиента, понять, какие условия кредитования будут наиболее оптимальны и как с ним строить отношения в дальнейшем. Также мы предлагаем различные механизмы оповещения потенциальных должников о ближайших выплатах по кредитам. После чего начинаются досудебный и судебный сборы — то есть непосредственно коллекторская работа. Можно резюмировать, что наша работа — это не только меры, принимаемые постфактум, но и предварительные действия, способные предотвратить появление долгов или свести их к минимуму.

— Каков механизм скупки задолженностей?

— Первое и самое важное при принятии решения — анализ клиента. Отмечу: не портфеля, который будет покупаться, а именно самого клиента — как он выстроил свой процесс кредитования, как появлялись долги, какие были нюансы, есть ли в документах белые пятна. Таким же образом происходит и анализ клиентской базы — тех, кто попадает в базу просроченных кредитов. В классическом случае покупается тестовый портфель, оценив и правильно проанализировав который, можно было бы дать действительно адекватную цену всему портфелю в целом. Следующий этап — интеграция данных, то есть обрабатываются данные, полученные по портфелю долгов. И наконец, сам процесс сбора. Тут мы стараемся подстраиваться под должника, учитывать нюансы по кредиту, рассматривать каждую ситуацию индивидуально.

— Что посоветуете должникам?

— Основной совет: не нужно бояться коллекторов. Стараться их слушать и быть внимательным. Коллекторы стремятся помочь. Избегать общения с ними — не выход. Такая позиция может привести к тому, что в дальнейшем клиенту будет сложно получить кредит. К сожалению, далеко не все коллекторские агентства работают с должниками грамотно, из-за этого у последних возникает негативное отношение к ним. Однако и банк, и должник, и коллектор — все заинтересованы в возвращении долга. А банку важно, чтобы клиент после возвращения долга остался с ним, чтобы отношения с должником нарушены не были. Поэтому коллекторы стараются работать таким образом, чтобы банк не потерял клиентов.

— Каковы перспективы индустрии?

— Безусловно, со стороны банков растет доверие и интерес к использованию коллекторов. Но вместе с тем возникает вопрос: насколько банки готовы вести взаимовыгодный диалог, внимательно относиться к нюансам работы коллекторов и, с другой стороны, насколько коллекторы готовы инвестировать необходимые средства для выкупа портфелей у банков и насколько появившиеся долги затормозят развитие банков как таковых, что подтолкнет их к большему использованию коллекторских компаний. Как я уже отмечал, банки понимают, что надо менять политику предоставления кредитов — увеличивать число требований к их выдаче (документы, поручители и пр.).
Кроме того, постоянно растет интерес со стороны государства, а это значит развитие правовой регламентации нашей отрасли. Уже сейчас готовится законопроект, который должен добавить четкости в действия участников рынка и, конечно же, даст понимание должникам о правильности работы коллекторских компаний.

 

Беседовала Наталья Свистунова

Источник: РБК.Кредит
Поделиться

Комментарии

Отменить