Мировой кризис сильно затронул автомобильную промышленность во всем мире. Россия не стала исключением. В августе многие отечественные автосборочные предприятия объявили об остановке производства и отправили трудовые коллективы в вынужденные отпуска. Причина — низкий спрос на легковые автомобили. В ситуации экономической нестабильности люди не спешат приобретать машины. К тому же условия кредитования, предлагаемые сейчас банками, не слишком выгодны потребителю.
Исправить ситуацию на рынке призвана программа государственного субсидирования процентной ставки по автокредиту в размере ⅔ ставки рефинансирования Центробанка РФ на автомобили отечественного производства. С 10 августа текущего года ставка рефинансирования равняется 10,75%. Таким образом, при покупке автомобиля в кредит по государственной программе покупатель может рассчитывать на снижение процентной ставки банка по автокредиту на 7,16%. Правда, если сохранится тенденция к сокращению ставки рефинансирования ЦБ, компенсируемая государством часть процентной ставки по кредиту может понизиться. Напомним, что на момент начала работы данной программы ставка ЦБ равнялась 13%.
О программе льготного автокредитования мы уже писали в статьях «Кому выгодна господдержка автокредитования?» и «Стоит ли рассчитывать на кредит с господдержкой?».
При всей своей привлекательности программа имела ряд существенных недостатков. Главный из них — это ограничение максимальной цены автомобиля уровнем в 350000 рублей, из-за чего льготный список смог включить очень немногие собираемые в России иномарки, да и то в самых бедных комплектациях, зачастую даже без АБС. Да и некоторые традиционные российские марки не смогли попасть в этот список из-за превышения ценового максимума (например, UAZ Patriot). К тому же в связи с девальвацией рубля многие автомобили прибавили в цене, что грозило исключением их из льготного списка.
И вот правительство решило поднять ценовую планку до 600000 рублей. 15 июля министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко подписал приказ, расширяющий льготный список. Он включает 50 моделей автомобилей (более подробно с перечнем можно ознакомиться на сайте Минпромторга). Теперь в списке такие популярные автомобили, как Chevrolet NIVA, Kia Spectra, Skoda Octavia, UAZ Patriot, Hyundai Sonata и некоторые другие, ранее в него не попавшие, поскольку стоили больше 350000 рублей. Входившие ранее в льготный перечень только в базовых комплектациях автомобили, такие как Ford Focus, Skoda Fabia и некоторые другие, теперь доступны и с более дорогими опциями. Это очень существенное изменение, поскольку не многие потенциальные покупатели иномарок готовы были довольствоваться спартанскими комплектациями.
Весьма привлекательным является тот факт, что теперь в льготном перечне не только легковые автомобили. По субсидированной ставке в кредит теперь можно приобрести и легкий коммерческий транспорт полной массой не более 3,5 тонны. В список попали автомобили семейства «Газель» и «Соболь», а также ТагАЗ LC100, Fiat Ducato, Fiat Doblo, ИЖ-2717. А так же ВАЗ-2329 и коммерческие автомобили производства УАЗ.
Но изменения программы господдержки автокредитования не исчерпываются только поднятием ценовой границы и расширением перечня автомобилей. Пересмотрены и другие условия предоставления кредитов. Так, если раньше первоначальный взнос при покупке в кредит составлял минимум 30% от цены автомобиля, то теперь он может составлять 15%. Изменилась и ситуация со сроками кредитования. Ранее программа предусматривала погашение кредита до 31 декабря 2011 года, что ограничивало срок кредитования практически до двух лет и нескольких месяцев. Теперь же кредит выдается сроком до трех лет, независимо от даты его выдачи.
Пересмотрены и критерии выбора банков, которые могут участвовать в программе льготного кредитования. Раньше по программе были способны работать 3 банка: Сбербанк, ВТБ 24 и Россельхозбанк. Теперь же на участие в программе могут претендовать и другие коммерческие банки. Необходимым условием является уставный капитал размером не менее 70 млрд рублей и наличие представительств во всех федеральных округах РФ. Это существенно повышает шансы потенциальных заемщиков. Получив отказ в одном из банков, можно попытать счастья в другом. Также можно выбрать банк, предоставляющий наиболее выгодные условия кредитования.
Как видно, правительство провело серьезную работу над ошибками и существенно изменило условия программы субсидирования автокредитов. Если раньше в ней явно усматривался протекционизм в пользу одного из крупнейших российских автопроизводителей, то теперь программа стала действительно выгодным предложением для россиян, решивших приобрести в кредит автомобиль отечественной сборки. По данным Минпромторга, на 30 июля было подано более 39000 заявок на предоставление льготного кредита и 21727 кредитов было выдано. К концу 2009 года планируется выдать порядка 120000 льготных кредитов. С учетом изменения условий программы эти планы представляются вполне реальными.
Автор: Степан Вульф
Источник: РБК.Кредит