Так называемые плохие активы — это необслуживаемые кредиты, залоги по займам в виде ценных бумаг, недвижимости. Короче, все то, что оказалось в руках банков вместо денег, которые получатели кредитов не смогли вернуть. Идея собрать все это воедино уже давно обсуждается как на Западе, так и в России. Наши власти относятся к этой затее скорее негативно. ЦБ и Минфин неоднократно заявляли, что формирование «плохого банка» для РФ неактуально. Впрочем, их ожидания, что крупнейшие кредитные организации эта беда обойдет стороной, не оправдались. Проблемы с просрочкой платежей обнаружились у многих. По данным ЦБ, только за первое полугодие объем «плохих долгов» в активах банков увеличился вдвое и составил 830 млрд. руб. По прогнозам агентства Fitch, доля безнадежных кредитов к концу года вырастет с нынешних 6% до 25%.
Вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев считает, что фонд «плохих активов» нужен, но для его создания необходимо прояснить ряд вопросов. «Первый — критерии отбора. Они должны быть очень жесткими, чтобы так называемые связанные кредиты, лжекредиты не могли туда попасть. Второе — каким будет механизм оценки этих активов? И третий, самый принципиальный вопрос — кто будет учредителем этого фонда: государство или частный инвестор? — пояснил эксперт. — Я думаю, что учредителем должно быть государство. Это путь более честный, чем тихая скрытая поддержка избранных банков».
Первым шагом к созданию фонда «плохих активов», по мнению г-на Аксакова, может стать пилотный проект работы с банками в сфере проблемных долгов, который уже запущен Международной финансовой корпорацией (IFC). Как рассказал старший советник по инвестициям IFC Грег Алтон, корпорация в настоящее время ведет работу в двух направлениях, прежде всего консультирует банки, которые уже являются ее клиентами.
Источник: Новые известия