С момента начала мирового финансового кризиса рынок отечественного автокредитования буквально «встал»: банки практически перестали выдавать автокредиты, а те, кто выдавал, максимально ужесточили требования к заемщикам. Однако в конце прошлого года появилисьпервыепризнаки того, что рынок автокредитования начал восстанавливаться, и в начале 2010 года эта тенденция продолжилась: многие банки стали восстанавливать программы автокредитования, да и условия становятся более лояльными.
В настоящее время можно говорить о том, что наблюдаются признаки оживления рынка автокредитования. Многие банки возобновляют кредитную активность в этом направлении деятельности. «Как мы и предполагали, кризис оказал в том числе и положительное влияние на рынок: сегодня игроки уделяют больше внимания формированию качественных кредитных портфелей, улучшают качественные характеристики кредитных продуктов, в том числе разрабатывают совместные программы с автодилерами, расширяют спектр дополнительных услуг», — говорит Виталий Пыхтин, коммерческий директор по автокредитованию российского подразделения Cetelem. Соглашается с ним и Елена Ушкова, начальник отдела потребительского и автокредитования ОАО «Сведбанк». Происходит также постепенное снижение процентных ставок по автокредитам и смягчение требований к клиентам, что не может не оказывать оживляющего воздействия на рынок, считает специалист.
По сравнению с осенью прошлого года, когда банки «оживляли» свои кредитные программы, наблюдается динамичное улучшение условий по автокредитам. Почти все действительно кредитующие банки снизили ставки, уменьшили размер первоначального взноса, возобновили кредитование подержанных автомобилей. «Несмотря на общее падение самого авторынка, появление большого количества предложений конкурирующих между собой банков должно привести к увеличению доли продаваемых в кредит автомобилей. Этому также будет способствовать продление на 2010 год государственной программы субсидирования процентных ставок», — говорит Светлана Захаренкова, директор департамента розничного кредитования НБ «ТРАСТ».
Число заемщиков постепенно растет: это можно видеть хотя бы по тому, как изменяется количество приобретаемых в кредит автомобилей. Сегодня многие дилеры продают в кредит до 30% автомобилей, что является хорошим показателем даже по сравнению с докризисным периодом.
«На рост количества приобретаемых в кредит автомобилей влияет не только нормализация ситуации в финансовом секторе и улучшение условий кредитования, но и общая стабилизация ситуации в экономике и, соответственно, изменение настроений потребителей, которые постепенно возвращаются к совершению запланированных долгосрочных покупок», — отмечает Виталий Пыхтин. Таким образом, восстановление целевого спроса и нормализация условий кредитования приводят к росту числа заемщиков.
Трудно говорить о перспективах рынка, учитывая нынешнюю динамику изменчивости в условиях продолжающегося кризиса, однако надо полагать, что в этом году автокредиты станут одним из тех локомотивов рынка, которые будут способствовать наращиванию объемов кредитования и возвращению утраченных в период кризиса позиций.
Понятно, что компенсации кризисных объемов вряд ли можно будет достичь уже в этом году, однако положительная тенденция будет развиваться. «Для этого у таких программ есть все составляющие: наличие выраженного клиентского спроса, снижение ставок и либерализация условий кредитования со стороны банков, а также специальные акции от самих производителей, направленные на стимулирование сбыта», — говорит Екатерина Забелина,руководитель группы кредитных продуктов BSGV. Помимо автоконцернов и дилеров свой вклад в привлечение покупателей делает и государство в рамках программы льготного кредитования ряда автомобилей отечественной сборки, продолжает специалист.
Источник: РБК.Кредит