Минфин оказал потребителям финуслугу

0

Минфин совместно с другими регуляторами участников финансового рынка подготовил проект правительственного доклада о защите прав потребителей финансовых услуг. В нем предлагается законодательно закрепить ряд ограничений, важнейшие среди них — максимальные размеры полной стоимости кредита и ежемесячного платежа (в зависимости от доходов заемщика) , штрафа за просрочку (в зависимости от ее размера). Банки предлагается наказывать за бездействие по возврату кредита.

Минфин подготовил и направил премьер-министру Владимиру Путину проект правительственного доклада по защите прав потребителей финансовых услуг, сообщил на XV Северо-Западной банковской конференции замминистра финансов России Алексей Саватюгин. Проект разработан в соответствии с поручением президента правительству N Пр-586 от 8 марта 2010 года и содержит предложения ведомств-регуляторов финансового рынка по изменению законодательства. В подготовке проекта доклада, помимо Минфина, приняли участие Минэкономразвития, ЦБ, Федеральная антимонопольная служба и Роспотребнадзор, пояснил «Ъ» господин Саватюгин.

Проектом предлагается законодательно определить понятия «финансовая услуга» и «потребитель финансовой услуги». В настоящее время понятие «финансовая услуга», например, используется только в законе «О защите конкуренции», в результате идет дискуссия, является ли потребителем финансовых услуг пайщик инвестфонда или клиент страховой компании, отметил Алексей Саватюгин.

Предлагается также установить стандарты, по которым банки должны раскрывать содержание и условия предоставления услуг гражданам. «Потребители финансовых услуг должны иметь возможность получить данную информацию по стандартизированным формам в любой момент в целях изучения положений до заключения договора»,- говорится в документе. Сейчас далеко не все банки раскрывают полную информацию об условиях кредитования до принятия решения о выдаче кредита, а предоставляют ее лишь в момент заключения кредитного договора, особенно остра данная проблема стоит на рынке экспресс-кредитования.

Проект предусматривает ряд ограничений при предоставлении финансовых услуг. Так, предлагается ограничить максимальные размеры полной стоимости кредита и ежемесячного платежа — в процентах от дохода заемщика, максимальный размер штрафов и пеней за просроченный кредит — пропорционально размеру просроченной задолженности и периоду просрочки. Сейчас многие банки взимают фиксированный штраф (500-700 руб.) при нарушении сроков внесения платежа независимо от суммы просрочки, которая может быть в разы меньше штрафа за нее.

Кроме того, согласно проекту банки должны отвечать за свое бездействие по возврату кредита. «Некоторые банки в течение длительного времени ничего не предпринимают и просто продолжают начисление штрафных процентов, чтобы потом взыскать все»,- пояснил необходимость данной меры Алексей Саватюгин.

Целью доклада является вынесение вопроса о защите прав потребителей на финансовых рынках на отдельное обсуждение советом по развитию финансовых рынков при президенте РФ. Разработчики документа рассчитывают, что это может случиться к концу года. Как пояснил «Ъ» пресс-секретарь премьер-министра Владимира Путина Дмитрий Песков, в правительстве получили проект доклада, он будет рассмотрен, доработан и представлен президенту «на днях». Он отметил, что это не окончательный вариант и работа в этом направлении будет продолжаться.

«В целом инициатива правильная, делать рынок потребительского кредитования в России цивилизованным, как это сделано в других странах, нужно,- говорит директор дирекции развития продуктов ОТП-банка Дмитрий Сапронов.- Учитывая низкий уровень грамотности населения, вполне рациональными выглядят предложения установить верхнюю максимальную планку по размеру полной стоимости кредита». «Предложенные меры вполне разумны,- соглашается зампред правления банка „Возрождение“ Александр Долгополов.- На мой взгляд, никаких чрезмерных ограничений для банков они не содержат». «Введение ответственности банка за бездействие по взысканию кредита — неправильная мера,- добавляет Дмитрий Сапронов.- Этот вопрос и так урегулирован нормативами ЦБ, при расчете которых учитываются уровень просроченной задолженности и резервы». По его мнению, правильнее было бы обязать банки сразу же информировать клиента о возникновении просрочки, что позволило бы избежать увеличения долга по техническим причинам или по невнимательности.

Автор: Ксения ДЕМЕНТЬЕВА
Источник: Коммерсант

Поделиться

Комментарии

Отменить