Особенности национальной кредитки

0

Собственно кредитки до сих пор составляют небольшую часть из общего количества банковских карт, выпущенных в нашей стране. Ко второму полугодию 2011 года их число достигло 12 млн из 158 млн карт — всего 7,6% от общего объема, остальное приходится на дебетовые, т. е. простые платежные или зарплатные, карты. Тем не менее это на 20% больше, чем всего полгода назад.

До развитых стран нам еще расти и расти: на одного американца приходится в среднем 4,2 кредитной карты, на японца — 2,4 карты, на британца — 1,1, на итальянца — 0,6… Даже в восточноевропейских странах, в чем-то схожих с нами, их число относительно велико, так, на одного поляка приходится 0,3 кредитной карты. В России же этот показатель составляет всего 0,1.

Зато даже по этому (по мировым меркам, небольшому) объему российских кредитных карт переводится изрядное количество средств. Так, за 2010 год расходные операции по кредиткам в РФ составили 510 млрд рублей — в шесть раз больше, чем тот же показатель 2005 года. А в 2011 году, по прогнозам экспертов, эта сумма достигнет 737 млрд рублей.

По отношению к пластиковым банковским картам действует «закон Парето», известный также как «закон 80/20». Все последние годы в нашей стране можно было наблюдать устойчивую тенденцию: 80% оборота денежных средств по кредиткам приходится на 20% их «продвинутых» пользователей.

И дело не в уровне благосостояния этого меньшинства. А в том, что лишь пятая часть владельцев карточек разбирается в них достаточно хорошо для того, чтобы не только снимать деньги в банкомате, но и пользоваться прочими функциями. Как правило, в эти 20% входит активно путешествующая по миру молодежь, а также руководители предприятий и офисные работники.

Надо сказать, что Россия пока отстает от таких государств, как США, не только по количеству эмитированных кредиток, но и по их качеству (а точнее, по набору предоставляемых банками услуг). В частности, у отечественных карт полностью отсутствует опция balance transfer (от английского «перевод баланса») , которая позволяет в любой момент перекинуть средства с одной карты на другую. Кстати, некоторые американские банки в погоне за клиентом даже сделали такой перевод абсолютно бесплатным.

Тем не менее эксперты прогнозируют, что в ближайшие 2 — 3 года в России будет запущена своя «скоринг-система» (от английского score — «подсчет») , то есть унифицированный метод оценки банками кредитоспособности своих клиентов. В частности, специалисты считают, что вероятность невозврата кредита связана с характеристиками гражданина: уровнем его образования, наличием у него семьи, социальным происхождением, проживанием по месту жительства, состоянием здоровья и т. д.

Банкиры полагают, что от законодательно разрешенного скоринга выиграют как клиенты (им станет проще получить кредит) , так и банки (число клиентов существенно увеличится). К тому же это тот самый случай, когда закон фиксирует уже сложившийся порядок вещей — ведь система оценки кредитоспособности клиентов давно применяется во многих российских банках.

Существует даже общая база злостных должников, информацией о которых банки так или иначе обмениваются. В общем, остается лишь унифицировать опыт разных финансовых учреждений, свести его в единый реестр — как и было сделано в развитых странах. К примеру, в США кредитоспособность клиента оценивают по системе FICO, выставляющей от 300 до 900 баллов потенциальному заемщику. И в случае положительной оценки он становится счастливым обладателем очередной кредитной карты.

Индикатором потребности в кредитках со стороны граждан могут выступать, к примеру, поисковые запросы в Интернете: только за 2010 год рост популярности «кредитных» тем составил от 50 до 80%. Причем сами запрашиваемые словосочетания «кредитный лимит», «бонусные кредитные программы», «процентная ставка» говорят о том, что пользователи в этой сфере по крайней мере минимально уже подкованы.

Тем временем потерпели крах попытки некоторых государственных мужей создать в России «национальную платежную систему» на основе «Сберкарты». Идею вынашивали с 1993 года, а одноименное ЗАО было учреждено в 2005 году. Правда, ожидаемого активного спроса этого продукта со стороны инвесторов и потенциальных клиентов не последовало, а многие крупные банки и вовсе отказались с этой платежной системой работать. В итоге в 2010 году проект пришлось свернуть.

Автор: Дмитрий ВИТУШКИН

Источник: spbvedomosti.ru

Поделиться

Комментарии