Карточные фокусы

0

Не бойтесь блокировки

По вине банка первое свидание моего приятеля оказалось последним. И ведь он не один такой. На днях одна крупная столичная контора практически в полном составе оказалась без денег. Райффайзенбанк, в котором обслуживались сотрудники, заподозрил неладное и, не глядя, заблокировал все подряд карточки. Естественно, это ставит людей в неудобное положение. Но в самом банке говорят о том, что это забота службы безопасности о клиентах.

На интернет-форумах, посвященных банковской тематике, полно сообщений о том, что мошенникам удалось стырить деньги со счетов Райффайзенбанка. И волна отключений пошла именно после того, как злоумышленники увели кучу денег у его клиентов. Получается, обжегшись на молоке, на воду дуют? С другой стороны, оно и правильно.

— Кризис и рост безработицы всегда приводят к тому, что мошенники активизируются, — объясняет Андрей Гамольский, директор департамента банковских карт Росбанка. — Банк блокирует карту клиента, если есть подозрения в том, что она может быть атакована мошенниками. Конечно, мы стараемся оповестить клиента перед блокировкой, но не всегда возможно быстро до него дозвониться.

— Обычно банк не блокирует карту без предупреждения, — говорит Елена Биндусова, начальник управления платежных карт Промсвязьбанка. — Существует такая практика — если поступил сигнал о том, что карта могла быть скомпрометирована, нужно сначала связаться с ее держателем. Например, чтобы у него была возможность снять деньги в банкомате и не остаться за рубежом без копейки в кармане. В случае же если ваш банк с вами не посоветовался, звоните в его колл-центр (номер всегда указан на обратной стороне карты) и попросите карту разблокировать. Это можно сделать буквально за пару минут. Снимите деньги и потом можете снова заблокировать карту.

Киберпреступники приходят ночью

Банки не с бухты-барахты вдруг стали вырубать «пластик». Они-то хорошо знают, что киберпреступники не спят даже по ночам, особенно в разгар финансового кризиса.

Взять, к примеру, неприятность, которая случилась с одним из сотрудников «Комсомолки»: он пользовался своей карточкой, в ус не дул. А как-то утром просыпается и видит: за ночь на мобильный телефон пришло 20 SMS-сообщений от банка о том, что со счета списаны все деньги. Оказалось, мошенники каким-то образом умудрились скопировать электронный код пластиковой карты, да еще и пин-код взломали. А дальше для профессионального электронного мошенника — дело техники. Чистый «пластик», который используется для изготовления банковских карт, продается через Интернет. На него записывается украденная с помощью специальных устройств — скиммеров — информация. А затем человек идет в банкомат и снимает деньги с вашего счета с помощью поддельной карты.

С помощью накладки на клавиатуру мошенники узнают пин-код. В случае с нашим коллегой жулики обналичили всю его зарплату в магазине «Уолл-Март» в американском штате Флорида. Так безопаснее: не знаешь даже, в чью милицию заявление подавать — в нашу или американскую. Пока они там с Интерполом разберутся, кто это дело расследовать будет, сколько воды (и чужих денег) еще утечет… Ну а банк в этой ситуации только развел руками: ничего не знаем — пишите претензию. Наш коллега, конечно, написал эту претензию, но ее уже 3 месяца рассматривают.

Полушепотом банкиры раскалываются: расследовать дело об украденных денежках можно годами. Если облапошенный владелец «пластика» будет вести себя жестко — звонить, требовать, скандалить, грозить судом, — то деньги, скорее всего, вернут. А если ограничится парой писем-претензий, на него плюнут и разотрут.

Если вы видите на экране мобильного SMS о том, что кто-то снял ваши деньги в банкомате или расплатился в интернет-магазине, то последовательность действий такова.

— Немедленно звоните в банк и блокируйте карту, — рассказывает Андрей Гамольский, — затем идите в отделение и пишите заявление, что это не вы деньги снимали. Причем придется предоставить банку алиби. Например, если карточку обналичивали в США, то покажите загранпаспорт, в котором нет штампов о въезде в Америку. Если на другом конце города в будний день — возьмите справку, что в это время вы были в поликлинике или на работе.

По словам представителя Росбанка, процедура рассмотрения этого заявления долгая. По идее банк может возместить убытки клиенту за свой счет, но не факт, что он это сделает — все слишком индивидуально.

— Вот поэтому многие крупные банки страхуют свои риски от мошенничества, — рассказывает Биндусова. — Это значит, что страховая компания в любом случае вернет деньги клиенту, если он докажет, что они были именно украдены.

Страховка есть не у всех. Узнать, застрахована ли именно ваша карта, вы можете в своем банке. А если вы только собираетесь завести кредитку, то лучше выбрать тот банк, который страхуется от электронных воров. Так надежнее.

Если страховки нет, а деньги украли, остается только посочувствовать. В случае ухода банка «в отказную» подавайте в суд — шансы выиграть дело велики.

Денежки осторожность любят

Увы, обезопаситься на 100% от компьютерного воровства нельзя. Мошенники каждый год придумывают все новые и новые технические устройства, чтобы заполучить ваши денежки. Но свести риск к минимуму можно, если следовать советам:

Старайтесь не снимать деньги в банкоматах, расположенных на улице. Лучше обналичить карту в отделении или в банкомате у вас на работе.

Когда набираете пин-код — прикрывайте клавиатуру рукой, на случай если в банкомате установлена миниатюрная видеокамера.

Делайте покупки только в проверенных интернет-магазинах.

Не сообщайте никому не только пин-код, но и секретный CVV-код (на оборотной стороне вашей карточки).

Самые опасные страны для пользователей карт — Украина, Египет, Турция, Таиланд. Имейте это в виду, когда собираетесь в отпуск.

Не держите сбережения на зарплатной карте, которой расплачиваетесь в магазинах. Лучше переложите их на другой счет или откройте депозит.

Андрей ЛАВРОВ



Источник: Комсомольская правда

Поделиться

Комментарии