В то время как в Европе и Америке пластиковой картой можно расплатиться практически везде, в России это затруднено: пользоваться карточками можно не везде. Многие магазины, заправочные станции, кафе и другие некрупные заведения до сих пор не укомплектованы соответствующим оборудованием. А функция доплаты наличными вообще практически нигде не освоена. Чего уж тут говорить о российской глубинке — там пластик принимается в основном в центральных районах крупных городов.
Еще в конце прошлого года президент Дмитрий Медведев предложил создать национальную систему платежных карт и организовать на ее основе выдачу универсальных электронных карт. Через них правительство планировало проводить все финансовые потоки между бюджетом и нашими гражданами. Основными претендентами на место оператора такой системы тогда были Сбербанк и ВЭБ. Контролировать выпуск и обслуживание универсальных банковских карт граждан будет созданное в июне Сбербанком, банками «УРАЛСИБ» и «Ак Барс» ОАО «Универсальная электронная карта».
Банковская карта «Универсальная» сочетает в себе преимущества доходной и кредитной карты. «Одним из ее главных преимуществ является то, что клиенты могут получать доход в виде начисленных процентов на остаток собственных средств, размещенных на счете карты, а также при установлении кредитного лимита, в случае недостаточности или отсутствия собственных средств, использовать заемные средства, предоставленные банком», — отмечает Светлана Миколенко, заместитель директор департамента комиссионного бизнеса Бинбанка.
Так, например, в среднем начисление ежемесячных процентов производится по ставке, сравнимой со ставками по банковским вкладам (до 8-8,5% годовых в рублях, до 5% годовых в долларах США, до 4% годовых в евро) , размещенным на несколько месяцев, при этом выплата процентов производится ежемесячно, и чем больше сумма денежных средств, тем выше начисляемый банком процент.
Каждому держателю универсальной карты предлагается широкий спектр дополнительных услуг и участие в программах лояльности. Так, например, с 1 июля по 31 декабря в Бинбанке проводится акция «Плати за покупки картой Бинбанка и получай деньги на мобильный», в рамках которой ежемесячно на мобильный телефон держателя карты банка перечисляется 0,5% от суммы операций, оплаченных по карте в торгово-сервисных организациях в России и за рубежом.
Клиент будет оперативно получать SMS-уведомления с подробной информацией об операциях, совершенных с использованием карты, а при необходимости может быстро заблокировать карту, отправив SMS-сообщение. В рамках услуги «Персональные платежи» можно перечислять денежные средства на любые счета юридических и физических лиц, используя соответствующие банкоматы с функцией приема наличных. Услуга «Постоянное поручение» — это поручение банку осуществлять периодические перечисления клиента без дополнительных заявлений, что экономит время и деньги при оплате обучения, налоговых сборов, сотовой связи, перечислении денег родственникам, осуществлении других регулярных платежей.
Сейчас подобиями универсальных карт уже стали обзаводиться Сбербанк, Бинбанк, «Альфа-Банк», «УРАЛСИБ», «Метробанк». Участники рынка считают, что проект может быть интересен банкам с точки зрения получения доступа к большому объему дешевой ликвидности. «При большом объеме эмиссии банк получает доступ к остаткам средств на счетах, которые слабо движутся, — говорит зампред правления банка „Авангард“ Валерий Торхов. — Однако это интересно только в том случае, если остатки на счетах в сумме будут составлять не менее 1 млрд рублей».
По словам специалистов, универсальная карта будет максимально универсальна, но до определенной степени. Ведь сочетать в себе карты различных технологий довольно-таки тяжело. Так, можно выделить несколько категорий карт: Visa, Mastercard, которые можно использовать для получения зарплаты, оплаты услуг по всему миру, оплаты услуг по Интернету и так далее. Однако оплата услуг по Интернету по таким картам небезопасна. Для этого есть полувиртуальные и виртуальные карты только для Интернета. Есть и кобрендовые карты, например, программы специально для женщин — совместная карта с Cosmo; совместные карты с «МегаФоном» или МТС, с Аэрофлотом и даже с Московским метрополитеном.
Главная проблема во всей этой ситуации — это смешение двух принципиально разных понятий: системы социальных услуг (всех уровней, от федеральных до муниципальных) и системы доступа к этим услугам. Возможно, как раз к 2012 году, когда начнется эмиссия таких карт, в России начнут повсеместно появляться терминалы по приему пластика.
Автор: Максим КазаковИсточник: РБК.Личные Финансы