С чего начинается лизинг? С желания предпринимателя делать бизнес в достойных условиях: снять просторный офис, предоставить сотрудникам хорошие компьютеры, сканеры и принтеры (по принтеру на отдел, чтобы работники работали, а не простаивали в очередях) , завести корпоративный автомобиль… Весь этот «антураж» не менее важен, чем стратегический план развития компании или, скажем, ее кадровая политика. Правда, желание работать — это, пожалуй, единственное, что у бизнесмена, заинтересовавшегося лизингом, по-настоящему есть. Потому что денег и имущества в собственности у него, скорее всего, нет. Федеральный закон «О лизинге» был принят в конце 90-х, когда в правительстве активно и всерьез заговорили о развитии в России малого бизнеса. Большому бизнесу лизинг ни к чему. А вот для начинающего бизнесмена, не обремененного деньгами и имуществом, аренда с правом выкупа — единственный, пожалуй, материальный ресурс после банков с их кредитами.
Как это вообще выглядит? Есть некая лизинговая компания, которая предлагает сдать в аренду буквально все: начиная от сотовых телефонов на всю компанию до грузовиков и спецтехники (строительных кранов, например).
Есть вы — начинающий бизнесмен, задумавший организовать, например, службу такси — небольшую, машин на двадцать, которых у вас нет.
План «А»: вы идете в банк и просите кредит на 20 легковых машин. Кредитный брокер внимательно смотрит в ваши честные глаза, затем — в бумаги и спрашивает: чем вы в состоянии обеспечить кредит — имущество, поручители? «Нет, нет», — отвечаете вы. Поручителей, а также спонсоров, меценатов и прочих благодетелей у вас нет, а единственную квартиру в Рязани вы закладывать не хотите. «Так у вас еще и регистрация не московская?» — расстраивается брокер и обещает подумать. На этом история заканчивается, потому что не родился еще тот банкир, который рискнет своими деньгами, положившись единственно на ваш голый, ничем не прикрытый энтузиазм.
План «B»: у вас есть приятель, который одной ногой уже в большом бизнесе, и он, в память об армейских сборах под Рязанью, готов за вас поручиться. Кроме того, вы побороли совковый страх старушки, которая сдает вам квартиру, дали клятву не претендовать на ее жилье и оформили временную регистрацию. Кредитный брокер заметно веселеет и даже предлагает вам чашку чая или кофе. Через две недели он перезванивает и сообщает о решении банка — вам дали кредит, жизнь прекрасна. Вы на радостях обещаете другу выдать свою дочь замуж за его сына и начинаете формировать автопарк. Далее слово предоставляется вашему бухгалтеру. По закону (ст. 256 НК РФ) любое имущество, которое приносит вам как юридическому лицу доход (за исключением земли, природных ресурсов и имущества, которое было приобретено на государственные деньги в рамках какой-либо целевой программы) , считается амортизируемым. Это значит, что на всем протяжении периода амортизации, то есть периода, в течение которого имущество, грубо говоря, работает и остается полезным, вы платите государству налог. Срок амортизации прописан в законе и для легковых авто составляет 3-5 лет в зависимости от характеристик (это третья амортизационная группа). Если вы решили, что ваше такси будет представительским, и закупили мощные «легковушки» с объемом двигателя свыше 3,5 л, период амортизации увеличится до семи лет.
ВНИМАНИЕ, СЧИТАЕМ!
- Стоимость одного автомобиля, допустим, 400 000 руб.
- 20 авто обойдутся вам в 8 млн руб.
- Все машины относятся к третьей амортизационной группе, срок амортизации — 5 лет.
- Годовая норма амортизации — 20% (100% разделить на 5 лет).
- Ежегодная сумма амортизационных отчислений в казну страны 8 000 000 (20 авто) х 0,2 (Годовая норма амортизации) = 1 600 000 руб. (сумма отчислений)
- Ежемесячный налог — 133 000 руб. (Расчет довольно грубый, без применения уменьшающих коэффициентов, которые зависят от множества сторонних факторов. Норма амортизации обычно рассчитывается по отдельной формуле. Реально сумма будет меньше.)
После чего вы задумываетесь, что выгоднее: делать бизнес или зарабатывать частным извозом?
План «С»: вы обращаетесь в лизинговую компанию, где вам предлагают взять в аренду 20 машин с правом выкупа. Аренда на три года. Все налоги платит лизингодатель, поскольку автомобили вплоть до окончания срока аренды находятся на его балансе. Звучит заманчиво? Внутренний голос советует вам разобраться в деталях. Мы его поддерживаем.
АРЕНДА ТАКАЯ, АРЕНДА СЯКАЯ
РЕЙТИНГ 1. ВТБ-ЛИЗИНГ Источник: |
В законе понятия «лизинг» и «аренда» практически идентичны (к слову, с английского «лизинг» переводится как «аренда»). Вернее, «лизинг» — часть «аренды». Краткосрочная аренда называется рентинг, среднесрочная — хайринг. Долгосрочная — лизинг.
Лизинг похож и на аренду (или прокат, если мы рассматриваем автомобили) , и на кредит одновременно. Но различия при этом принципиальные. Лизинг предполагает переход права собственности от лизингодателя к лизингополучателю — в отличие от ренты или проката. Но собственником вы становитесь, только когда полностью расплачиваетесь с компанией-лизингодателем — в отличие от кредита, где право собственности вы получаете сразу, еще не начав платежи.
Часть преимуществ лизинга перед кредитованием мы уже озвучили: лизингодатель не потребует поручительства и какого-либо имущества (лучше недвижимого) в качестве обеспечения кредита, не спросит регистрацию у физического лица. Еще бы, собственностью ведь он не рискует. И если вы задержите платежи хотя бы два раза, он попросту запретит вам пользоваться его машиной (возьмем для примера именно авто — это один из самых популярных объектов лизинга). Но это не все. По мнению экспертов, основное преимущество лизинга — это оптимизация налоговой базы. Вы, взяв машину в лизинг, не платите налог вообще. Но при этом и компания-лизингодатель остается в выигрыше: налог на оборудование, которое передается в лизинг, снижается за счет коэффициента ускоренной амортизации. К слову, за счет этого же коэффициента уменьшить налог на машину, купленную в кредит, получится, только если авто будет эксплуатироваться в агрессивной среде. Жаль, но московские джунгли к таковой не относятся. На первый взгляд вам должно быть все равно: налоги-то отчисляете не вы, а лизингодатель. Но в итоге вслед за налогом снижается и арендная ставка, по которой вы платите.
Кстати, от чего зависит размер лизинговой ставки? На сумме ежемесячных платежей сказываются: стоимость имущества ( «Волгу» вам сдадут в лизинг по одной цене, «мерседес» по другой) , затраты лизинговой компании на кредит банка (в том случае, если у лизингодателя нет запрашиваемого вами имущества и он покупает его, чаще всего на кредитные средства) и собственно комиссия лизингодателя, на которую компания живет. И еще про налоги: выкупная стоимость автомобиля, которая во многом определяет итоговую сумму выплат как в лизинге, так и в кредитовании, рассчитывается по-разному. В лизинге — с учетом амортизации, которую вычитают из стоимости нового авто. Банку же вы платите исходя из стоимости нового автомобиля, определенной автодилером.
Лизинг не случайно одна из самых популярных тем на бизнес-форумах. Плюсов в этой системе немало. Если вы берете автомобиль в лизинг, вы на все время аренды забываете про ГАИ, вам не нужно проходить ТО (те, у кого есть машина, знают, сколько денег и, главное, времени отнимает эта процедура. На зимнее ТО очереди в Москве выстраиваются такие, что по инерции хочется поинтересоваться: «Что, польские батнички завезли?»). Компания выписывает на вас доверенность и предоставляет машину. Вся процедура с момента внесения вами аванса до получения ключей занимает 4-5 дней, и это не теория. На практике дело обстоит именно так.
Казалось бы, беспроигрышный вариант. Чуткий внутренний голос подсказывает, что
Главный минус лизинга — ставки в подавляющем большинстве компаний выше банковских. В среднем на 2-3%. Объясняется это тем, что лизингодатель не держит в собственности имущество. Он его для вас покупает. Сдает вам в аренду, по окончании срока переводит в вашу собственность, а затем покупает новое для нового клиента.
Если вы для своей службы такси планируете набрать исключительно «жигули», возможно, у крупного лизингодателя хватит своих свободных средств на покупку вашего заказа. Но чаще всего компания кредитуется в банке. Соответственно, банковский процент закладывается и в вашу лизинговую ставку. И хотя многие банки кредитуют лизинговые компании на щадящих условиях (в рамках государственной поддержки лизинговой деятельности) , свой процент они, безусловно, имеют.
Кроме того, в лизинге, как и в кредитовании, существуют скрытые комиссии и платежи — всевозможные регистрационные взносы, комиссия за открытие и ведение счета (расчет, как правило, безналичный). И еще — первоначальный взнос, или аванс, который, как и в кредитовании малого бизнеса, достигает 20-30%. Ко всему прочему вы оплачиваете страховку имущества (в случае с автомобилем — и ОСАГО, и каско) — и свободу в выборе страховщика вам вряд ли предоставят.
Если вы разрываете договор или попросту перестаете платить, имущество в вашу собственность не переходит и все уже вложенные средства вам не возвращаются. Это в лучшем случае. Если вы не можете вернуть имущество лизингодателю (было украдено, потеряли, а страховая компания не признала ваш случай страховым) , вы обязаны выполнить все обязательства по договору, то есть оплатить все до конца.
Заявить однозначно, что лизинг выгоднее кредита, нельзя. Нужно считать и пересчитывать в каждом конкретном случае. В ситуации с нашим бизнесменом-таксистом, который уже успел приуныть, лизинг — более выгодное решение, чем кредит. Поскольку бизнес на стадии start-up, банк будет кредитовать его (если вообще будет) под самый высокий процент. Плюс неподъемный для юной компании налог.
СХЕМА ДЕЙСТВИЙ
Лизинговая сделка проходит по следующим этапам:
ЭТАП 1. Вы подаете заявление на проведение лизинга. Прилагаете к нему все необходимые документы, а именно: анкету, справку 1-, 2-НДФЛ, копию паспорта и водительских прав (если в лизинг вы оформляете машину) , а также документ супруги/а, если вы женаты/замужем (для «физиков»). Если клиент не предоставил справку о доходах, компания может взять в залог какое-либо имущество, которое находится в собственности клиента, — как гарантию рискованной сделки.
ЭТАП 2. Выбираете лизинговую компанию и заключаете с ней договор.
ЭТАП 3. Лизингодатель обращается в банк и получает кредит или закупает имущество на собственные средства. Вы вправе порекомендовать компании продавца, который, например, может предложить скидку.
ЭТАП 4. Компания закупает необходимое оборудование и поставляет его вам.
ЭТАП 5. За ваш счет компания оформляет комплексную страховку имущества.
ЭТАП 6. Вы вносите лизинговые платежи, часть которых идет на погашение кредита компании.
ЭТАП 7. Когда срок аренды истекает, вы заключаете договор купли-продажи и имущество по остаточной стоимости переходит в вашу собственность.
Все транспортные расходы по доставке оборудования компания обычно берет на себя. Если вы перестаете платить, лизингодатель разрывает с вами договор, изымает имущество, причем в этом случае транспортные расходы (и в случае просрочки платежей — неустойку) несете вы. При желании вы можете увеличить срок аренды, этот вопрос решается индивидуально.
ДЛЯ «ФИЗИКОВ» И ЛИРИКОВ
В законе не оговорено, что лизинг может быть предоставлен только юридическому лицу. Однако это слегка противоречит Гражданскому кодексу. Имущество, переданное в лизинг, должно использоваться в предпринимательской деятельности, а физлицо предпринимательскую деятельность осуществлять не может. Прямые лизинговые сделки с физлицами не проводятся. Однако в десятке крупнейших лизинговых компаний практически все занимаются и «физиками» в том числе.
Тут действует следующая схема. Внутри собственной структуры лизинговая компания «заводит» юридическое лицо, которому и передает имущество (чаще всего автомобиль) в лизинг. А уже затем эта субкомпания попросту сдает это имущество в аренду физлицу, после чего оформляет на него собственность. Клиент подписывает договор купли-продажи автомобиля с отсрочкой либо договор аренды с правом выкупа. Все это время автомобиль находится в собственности компании и в залоге у банка (если машина покупалась в кредит) , клиент выплачивает оговоренную сумму, управляет машиной по доверенности и лишь по окончании этого срока становится полноценным собственником. В целом схема похожа, только действует другой принцип налогообложения (для физических лиц). Страховку также оплачивает клиент.
Преимущество услуги в том, что от «физика» требуется меньше документов. И многие компании не требуют подтверждать «белый» доход.
Если с компанией, которая предоставила лизинг, произойдет неприятность, возможны следующие варианты развития событий.
Вариант 1. Появляется компания-правопреемник. В этом случае клиент обновляет доверенность, по которой он управляет автомобилем, вписав туда новое имя владельца авто. Автомобиль при этом остается в залоге у банка.
Вариант 2. Банкротство при отсутствии правопреемника. В этом случае автомобиль перейдет в оперативное управление банка, который может делать с машиной что угодно, ведь он перед клиентом лизинговой компании не несет никакой ответственности. Если лизингодатель по каким-то причинам не перечислял банку платежи клиента, банк не согласится получить от вас лишь остаток суммы, он постарается реализовать свою собственность с максимальной выгодой. Велика вероятность, что вам придется платить по новой.
ПО ПОНЯТИЯМ
• ВОЗВРАТНЫЙ ЛИЗИНГ используется тогда, когда предприятию нужны деньги, но имущество у него уже есть. В этом случае лизинговая компания покупает его имущество и сдает в лизинг за определенную плату на определенный срок.
• ОПЕРАТИВНЫЙ ЛИЗИНГ — так иногда называют лизинг, при котором лизинговая компания закупает имущество и передает его клиенту во временное владение и пользование без права последующего выкупа. При оперативном лизинге имущество может быть передано в лизинг неоднократно в течение всего срока его амортизации. Оперативный лизинг по сути обычная рента. Прокат — это тоже вид оперативного лизинга.
• МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ — это лизинговые отношения, которые складываются между резидентами различных государств. Закон не запрещает лизинговой компании работать с иностранными клиентами. Но это уже совсем другая история…
Источник: Личный Бюджет