«Таблетка» от неэффективности

0 1471
Финансовая отчетность не может дать всех ответов о состоянии кредитуемых предприятий и об их перспективах. Банкам нужно посмотреть на заемщиков с другой точки зрения.

Угроза будущих дефолтов в корпоративном сегменте заставляет активнее искать варианты выхода из ситуации. Для многих очевидно, что благополучие банковской отрасли невозможно без нормального функционирования компаний реального сектора. А значит, необходимо разрабатывать адекватную систему оценки их эффективности. Прежде всего, для определения целесообразности их дальнейшего кредитования. Проблема в том, что банки не торопятся предъявлять заемщикам конкретные требования по реструктуризации бизнеса и корректировке стратегических направлений.

ДВЕ ДОРОГИ
Нет необходимости напоминать, что нынешний глобальный кризис во многом спровоцирован неэффективностью экономики. Зачем быть эффективным, если процедура кредитования была легкой и необременительной, кредитные ресурсы — дешевыми, а выдававшие их банки не особенно вникали в нюансы клиентского бизнеса? О том, что в нынешнем кризисе есть и полезная сторона, тоже сказано немало. Кризис — отличная площадка для формирования у бизнеса ответственности за результаты своей деятельности. Тем, кто хочет выжить, придется научиться учитывать будущие риски и озаботиться ростом эффективности.

Путей для этого несколько. К примеру, формирование технологических преимуществ, разработка новых продуктов и развитие новых рынков. Но все эти варианты требуют инвестиций, зачастую весьма крупных. А вот снижение стоимости и увеличение сроков привлечения заемного капитала и оптимизация затрат на управление, производство и сбыт находятся в полной власти менеджмента предприятия и его кредиторов.

Под влиянием экономического спада руководители многих предприятий вынуждены делать выбор: либо спасать нажитое, с применением полулегальных схем вывода и сокрытия активов, либо разрабатывать сценарий рыночного и управленческого прорыва, чтобы максимально соответствовать изменившимся условиям. Путь, которым пойдет бизнес, напрямую зависит от позиции, занимаемой в вопросе оценки его эффективности банками и государством. Между тем нужно констатировать, что пока, несмотря на очевидную необходимость коллегиального решения этой проблемы, ни одна из сторон не демонстрирует особых намерений что-то делать.

Тревожные сообщения о будущем росте просрочки в корпоративном секторе стимулируют банки искать схемы, направленные на сохранение собственной финансовой устойчивости. В числе вариантов — создание структур по выкупу «плохих» активов, предоставление государственных гарантий и рекапитализация. Причем полностью эти меры проблему не решат. Сложность в том, что банки не формулируют конкретных требований к бизнесу, а при принятии решений о кредитном будущем заемщика используют только аудиторскую проверку и оценку бизнеса. А их результаты не дают возможности спрогнозировать, насколько вероятен выход предприятия из кризисного состояния.

Наиболее острой проблемой, препятствующей введению в массовую практику программ реструктуризации бизнеса, сегодня является несогласованная позиция в отношении компаний-заемщиков нескольких банков. Если кредиторы не приходят в отношении «общего» клиента к единому решению (а именно это сейчас зачастую и происходит) , то предприятию остается либо вступить в переговоры со сговорчивыми банками, либо планомерно двигаться к банкротству.

ПОСТАВИТЬ ДИАГНОЗ
Выход из создавшейся ситуации очевиден: необходимо разработать общие подходы к оценке эффективности предприятия. Посредством комплексной диагностики, которая позволяет выявить и оценить как наличие «узких мест» в управлении, так и глубинные причины низкой эффективности организации. К этому процессу должны быть привлечены профессиональные объединения как банкиров, так и предпринимателей. Результатом подобной проверки является полный перечень проблем предприятия в сфере генерирования доходов, в области затрат, а также дефектов в системе управления.

Как механизм осуществляется на практике? В первую очередь анализу подвергаются состояние маркетинговой деятельности, продаж, закупок, затрат, производственная и организационная структура, а потом и система управления предприятием в целом.

По итогам анализа маркетинговой деятельности мы либо констатируем факт отсутствия элементов маркетинга, необходимых для успешного функционирования предприятия, либо отмечаем их неэффективную реализацию. В нашей практике был случай, когда анализ, проведенный в достаточно крупной торговой сети, реализующей светотехнические системы, показал, что на предприятии отсутствует внятная товарная стратегия. А причиной была неправильная оценка рынка в части определения целевых групп потребителей и основных конкурентов.

Анализ продаж дает понимание реально существующей товарно-рыночной стратегии предприятия, позволяет оценить эффективность ассортиментной политики, ценообразования, каналов продвижения товаров. Также могут быть определены основные причины сокращения продаж. В результате анализа закупочной деятельности делается вывод о ресурсно-рыночной стратегии предприятия, ее соответствии внешним и внутренним факторам. Стратегия формирования долгосрочных запасов ресурсов эффективна при условии, что предприятие имеет стабильную номенклатуру, спрос на товары обеспечен, а взаимоотношения с поставщиками характеризуются высокой степенью надежности.

Анализ затрат позволяет определить основные статьи в себестоимости товара и затратоемкие подразделения предприятия. Экспертиза производственной структуры — правильность принятых структурных решений по организации производства. Проверка организационной структуры выявляет «узкие места» при взаимодействии подразделений и должностей, дублирование функций и «разрывы» ответственности.

кстати…
Диагностировать проблемы предприятия можно посредством опроса персонала -от топ-менеджмента до рядовых сотрудников. Это позволяет сформировать общее представление о «зонах бедствия» и подтвердить правильность уже сделанных выводов. Многолетний опыт проведения комплексной диагностики позволяет утверждать, что основная проблема большинства предприятий — недостаточно квалифицированное управление.

ЧТО В ИТОГЕ
Комплексная диагностика способна дать четкие ответы на вопрос о рыночных перспективах предприятия и его кредитно-финансовой состоятельности как в настоящее время, так и в будущем. Как раз это и необходимо знать тем, от чьего решения зависит возможность получения финансирования. Результатом разносторонней проверки должно стать заключение о деловом потенциале предприятия и система рекомендуемых мер для повышения эффективности и устойчивости этого бизнеса. Затем должен быть разработан график реструктуризации, рефинансирования, дополнительного финансирования либо сокращения кредитного портфеля.

Оценка антикризисного потенциала предприятия должна осуществляться специально создаваемой проектной группой, в состав которой войдут сотрудники заинтересованных банков-кредиторов, специалисты консалтинговой компании и внешние отраслевые эксперты.

Антонина Безрук, член совета директоров группы консалтинговых компаний «Инновационная Бизнес Группа»
Марина Бречка, член совета директоров группы консалтинговых компаний «Инновационная Бизнес Группа»

Национальный банковский журнал 

Поделиться

Комментарии

Отменить