Продажи уходят из магазинов?

0 772

Самыми заметными темпами в торговле потребительскими товарами будут расти продажи вне магазинов. К такому выводу пришли эксперты Высшей школы экономики. Ожидается, что основным драйвером роста объемов внемагазинной торговли станет интернет, хотя реализация продукции через автоматы и прямые продажи также будет расти.

В 2010 году дистанционная торговля занимала 2,7% совокупного оборота розничной торговли в РФ — 394 млрд из 14,4 трлн рублей. Явным лидером среди каналов дистанционной торговли является интернет, который обеспечивает 49% продаж вне магазинов. Еще 24% рынка занимают прямые продажи и торговля через почту, а 3% — вендинг.

На сегодняшний день через интернет в России осуществляется свыше 45 млн покупок ежегодно, причем 76% из них делаются женщинами. Как известно, кризис практически никак не повлиял на темпы роста интернет-торговли и прогнозы довольно оптимистичны.

Однако рост объемов удаленной торговли ограничивается рядом факторов. Самой главной проблемой любого интернет-магазина являются сроки доставки. И если в мегаполисах довольно успешно развиваются службы экспресс-доставки, то регионы не способны дать существенный прирост объемов, так как потенциальных покупателей отталкивают слишком длительные сроки доставки.

Кроме того, через интернет активно продается лишь несколько категорий товаров и пока не видно механизмов, способных сломать эту тенденцию. Согласно опросу ВЦИОМ, через интернет россияне без опаски покупают книги, журналы, аудио- и видеопродукцию, спортивный инвентарь, билеты на транспорт и путевки, а также на концерты, в кино и театр (по 3%).

Весьма распространенные в ассортименте западных онлайн-магазинах одежда-обувь, мебель, крупная и мелкая бытовая техника в российских условиях продаются не столь хорошо. Российские пользователи не готовы приобретать в интернет-магазинах продукты питания (24%). Также опрошенные скептически относятся к покупке в cети домашних питомцев (21%) , валюты, одежды и обуви (по 17%) , крупной бытовой техники (14%) , косметики (13%) , цветов и комнатных растении, а также мебели (по 12%).

По 10% опрошенных с опаской относятся к приобретению в интернете мелкой бытовой техники и электроники, 9% — украшений и аксессуаров, 7% — купонов на скидки, 6% — товаров для дома. При этом 43% пользователей вообще не собираются покупать что-либо в интернете.

Заметно усложняют ландшафт электронной торговли и плодящиеся групонообразные скидочные сервисы, которые торгуют скидками онлайн, но возвращают покупателей в офлайн-магазины.

Тем не менее, эксперты ВШЭ делают весьма смелый прогноз относительно роста объемов дистанционной торговли. Уже к 2014 году оборот всей торговли вне традиционных магазинов вырастет по сравнению с 2010 годом на 56% и достигнет в 2013-м 616 млрд рублей. К 2015 году показатель увеличится до 793 млрд рублей, сообщает издание «Ведомости» со ссылкой на презентацию ВШЭ.

При этом самым быстрорастущим сегментом станет интернет-торговля, оборот которой может увеличиться почти в четыре раза. Опрошенные Bigness. ru эксперты полагают, что прогнозируемый ВШЭ рост онлайн-торговли осуществим с определенными оговорками.

«Потенциальные возможности для торговли через Интернет — действительно колоссальные. В крупных городах (с близким к предельному уровнем проникновения Интернета) все еще есть большое количество людей, которые предпочитают реальный шоппинг виртуальным покупкам. Однако взрослеет новое поколение, для которого Интернет — это очень важная часть жизни. А покупки в сети — дело легкое, быстрое и самое главное — привычное для него. Именно поэтому данные прогнозы вполне имеют право на существование. Насколько реально вырастет сектор — покажет время», — отмечает в комментарии Bigness.ru директор по маркетингу УК «АГАНА» Константин Постовалов.

«Прогноз на такой довольно продолжительный горизонт подвержен влиянию множества рисков, в том числе со стороны макроэкономики. Тем не менее, в отношении ожидаемого роста рынка интернет-торговли — во-первых, это рост с низкой базы. Во-вторых, по мере роста доходов населения и при условии повышения уровня качества товаров и услуг со стороны самого бизнеса произойдет существенный рост доверия потребителя к интернет-торговле, который и скрывает в себе значительный потенциал для роста оборотов интернет-торговли. Думаю, что такие прогнозы роста рынка можно воспринимать как потенциально возможные, но на их достижимость будут влиять темпы выстраивания необходимой инфраструктуры», — полагает аналитик ТКБ «Капитал» Наталья Колупаева.

А вот прямые продажи могут показать больший прирост, чем ожидают в ВШЭ. Прямые продажи в последние годы увеличиваются на 6-10% в год, говорит в комментарии «Ведомостям» президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева. Впрочем, этот сегмент крайне зависим от потребительских настроений. Через этот канал не продаются товары первой необходимости и он чувствителен к сокращению расходов со стороны потребителей.

Автор: Виталий Сальник

Источник: Bigness.ru 

Поделиться

Комментарии

Отменить