Телезрители готовы платить за качество и отсутствие рекламы

0 865
Компания «Комстар», крупнейший оператор интегрированных телекоммуникационных услуг, с 1 июня расширила пакет своих кабельных телеканалов для московских абонентов СТРИМ-ТВ. Зрителям теперь могут смотреть телеканалы Viasat History, посвященный жизни планеты, и Viasat Explorer, на котором тележурналисты исследуют обычно скрытые от глаз явления. В тестовом режиме с 1 июня на СТРИМ заработал канал о природе Viasat Nature, познавательный канал Da Vinci Learning и научно-популярный канал «24ТЕХНО». Общее число каналов, транслируемых в московской сети СТРИМ ТВ, достигло 100, при этом цена подписки не увеличилась. Такую же политику по увеличению числа каналов при сохранении или даже уменьшении абонентской платы проводят и другие операторы платного телевидения.

Эксперты расходятся в оценках перспектив платного ТВ. Его главные плюсы — отсутствие рекламы и качественный контент. Если зритель будет недоволен контентом, он уйдет к другому оператору.

Бесплатные каналы живут за счет рекламы. С одной стороны, это очень мешает просмотру телепередач, с другой — рекламодатель едва ли не более тщательно отслеживает контент канала, чем непосредственно зритель. Точнее, рекламодатель отслеживает не сам контент, а общее количество часов, в течение которых зрители потребляют контент данного оператора. И те вынуждены максимально разнообразить «меню».

И все-таки российские зрители не торопятся ставить спутниковую тарелку при наличии качественного «проводного» телевидения, пусть даже и платного. Тем более что плата эта совсем невелика. Не только в Москве, но и в областных центрах и некоторых районных городах платное ТВ предлагает 30-60 каналов за сумму в районе 100-200 рублей в месяц. Провайдеры также регулярно проводят рекламные и благотворительные акции, которые позволяют подключиться еще дешевле. Например, с 1 июня московские ветераны и участники ВОВ/боевых действий могут подключить специальный социальный пакет телеканалов «Ветеран» в московской сети СТРИМ всего за 35 рублей. В пакет входит 41 телеканал, это все федеральные телеканалы, каналы с фильмами TV-XXI, Иллюзион   +   , РетроТВ, каналы о домашних животных и приусадебном хозяйстве.

О том, что платное ТВ успешно отбирает зрителей у бесплатного, свидетельствует исследование российского рынка платного телевидения в 2009 году, проведенного компанией J'son & Partners Consulting. По данным компании, до кризиса рынок платного ТВ ежегодно рос на 40-50%. В 2009 году рост доходов от физических лиц по сравнению с предыдущим годом из телекоммуникационных сегментов бизнеса показали только сегмент широкополосного доступа ($1,6 млрд против $1,5 млрд) и платное ТВ ($0,83 млрд против $0,78 млрд). Оказалось, что платное ТВ востребовано в России даже больше, чем широкополосный Интернет: на 10 домохозяйств в России приходится 2,9 телевизоров, подключенных к платному ТВ, и 2,7 компьютера, имеющих широкополосный доступ в Интернет.

За 2009 год, сообщили J'son & Partners Consulting, число пользователей платного ТВ выросло почти на 21% и достигло 14,5 млн. Исследователи считают, что в 2014 году база пользователей услуг платного ТВ достигнет 22,5 млн. домохозяйств. Основными поставщиками платного телеконтента в России признаны Триколор-ТВ (спутниковое телевидение) — 4,2 млн домохозяйств, и Комстар-ОТС (кабельное и эфирное телевидение) — 2 млн домохозяйств.

Рост абонентов платного ТВ сопровождается процессом перехода с аналогового на цифровое вещание. Спутниковое телевидение уже все только цифровое, а в кабельном и эфирном этот процесс идет полным ходом. По сравнению с 2008 годом в 2009 году количество абонентов аналогового платного телевидения, утверждают в J'son & Partners Consulting, сократилось на 6% и составило 64%, абонентская база цифрового платного телевидения увеличилась до 36% по сравнению с 30% в 2008 году.

Переход на цифру в кабельных и эфирных сетях сдерживается тем, что большинство существующих телевизионных приемников могут принимать только аналоговый сигнал. Поэтому операторам приходится либо дарить бесплатно, либо предлагать абонентам купить за свои деньги специальную приставку для перевода цифрового сигнала в аналоговый. Чтобы не потерять абонентов, операторы готовы на благотворительность. Например, «КОМСТАР» в Иваново при переходе на цифровое вещание в течение полугода бесплатно обеспечил своих кабельных абонентов приставками-декодерами.

В мае в рамках выставки «Связь-Экспоком — 2010» «Комстар» провел круглый стол на тему «Платное ТВ в России: стратегия роста». На мероприятии обсуждалась оптимальная модель взаимоотношений всех участников рынка, будущее эфирных каналов в кабельных сетях, качество
контента, конкуренция отечественных и зарубежных каналов, инвестирование в развитие контента и строительство сетей. Как заявил Дмитрий Багдасарян, заместителя генерального директора — коммерческий директор ЗАО «КОМСТАР-Регионы», важно сформировать культуру возмездного потребления платного телевизионного контента, который существенно отличается от привычного эфирного ТВ. По его мнению, успех платного ТВ будет зависеть от того, насколько качественный и востребованный продукт операторы смогут предложить рынку. «Уже сейчас более 80% из почти двух миллионов наших подписчиков выбирают ТВ-пакеты, состоящие из неэфирных каналов», — сообщил Дмитрий Багдасарян.

Одним из главных дискуссионных вопросов во время круглого стола стало размещение рекламы на ТВ-каналах. По мнению генерального директора ООО «Виасат Холдинг» (телеканалы TV1000, Viasat Explorer, Viasat History и др.) Алексея Кроля, рекламу допустимо ставить в перерыве между разными программами, но не прерывать ей фильм или передачу. Другие эксперты высказывались категорически против рекламы на платном ТВ в принципе.

В мире, к сожалению, нет ничего бесплатного, за все приходится так или иначе платить. В СССР на ТВ не было рекламы (чем очень гордились партийные пропагандисты) , потому что стоимость подготовки программ включалась в цену телевизионных приемников. При социализме их стоимость составляла несколько средних зарплат, а сейчас цена обычного телеприемника в насколько раз меньше среднего заработка, поэтому российскому ТВ пришлось перейти на западную модель финансирования контента за счет рекламы. И оно немало в этом преуспело. Если перефразировать поговорку о бесплатном сыре и мышеловке в отношении ТВ, то сейчас она может звучать так: «Бесплатный контент бывает только в перерыве между рекламой». Но даром и уксус сладкий, поэтому рынок все больше склоняется к так называемому «условно-бесплатному» ТВ. В этой концепции часть телеканалов, обычно это федеральные российские каналы, предлагаются зрителям бесплатно, а в дополнение к ним зрители могут купить пакеты различных платных программ. Платные пакеты возможно предлагать только в цифровом формате, который позволяет кодировать сигнал. Там, где еще работают аналоговые кабельные сети, провайдеры
сохраняют лояльность абонентов за счет символически низких цен.

В большинстве государства, в том числе и в России, приняты программы полного перехода к цифровому телевещанию. Особенно перспективно цифровое вещание в сетях, совмещенных с широполосным доступом в Интернет, так называемое IPTV, которое открывает перед абонентом огромные возможности. Прежде всего, в такой сети возможно интерактивное телевидение, то есть зритель может принимать участие в викторинах, опросах и т.п. прямо через монитор телевизора или компьютера. Можно заказать фильм для просмотра в удобное время (видео по запросу) , смотреть ТВ и слушать радио при одновременной работе в Интернете, посмотреть в удобнее время сегодняшние и вчерашние пропущенные передачи, сделать паузу в просмотре передачи, а потом снова начать просмотр. По оценкам J'son & Partners Consulting, каждый 32-й абонент платного ТВ и каждый 12 абонент цифрового ТВ смотрят IPTV.

Источник: newsland

Поделиться

Комментарии

Отменить