Почему молчание рекрутеров так раздражает?

0 1816

Согласие — приятно, отказ — неприятен, но не смертелен, а вот игнорирование… Опубликованная нами статья попала, по признанию читателей, «не в бровь, а в глаз» и вызвала бурный обмен мнениями в нашем проекте HeadHunter Live. Соискатели, столкнувшиеся с полным отсутствием уважения к своей персоне, поспешили разобрать каждый конкретный случай молчания…

Ни ответа ни привета

Театр начинается с вешалки, а компания — c HR-менеджера, убеждены кандидаты. Негативный отпечаток, оставшийся после взаимодействия с сотрудником кадровой службы, может навсегда отбить у соискателя охоту работать в конкретной компании. Потому хранить гордое молчание в ответ на отклик — не лучший способ формирования имиджа работодателя. «Если бы HR-специалисты отправляли хотя бы немотивированный отказ, хотя бы какой-то… Так они не то что мотивированный, они вообще никакого не отправляют. Считают, что это ниже их достоинства, что им некогда и вообще соискатель того не стоит, чтобы ему еще и отвечали», — горько констатирует один из участников дискуссии.

Впрочем, вопрос, нужно ли отвечать всем кандидатам на стадии резюме, оказался довольно спорным. Большая часть соискателей все-таки склоняется к суждению, что молчание на стадии резюме не так обидно и более-менее понятно: «Если вам прислали резюме, никто не просит, чтобы вы на это письмо отвечали. <… > От того, что я вам что-то прислал, у нас никаких отношений не возникло. Как в магазине: стоит продавец, продает капусту, ценник висит. Идете мимо — если вам не нужна капуста или, на ваш взгляд, она дорогая, значит, никаких товарно-денежных отношений у вас с продавцом не возникло».

Гораздо хуже, когда рекрутер проявляет неуважение к конкретной личности, с которой он уже знаком. Гораздо хуже, когда рекрутер проявляет неуважение к конкретной личности, с которой он уже знаком. Например, обязуется дать обратную связь после собеседования и не держит слова. «Ой, мне столько раз обещали кадровики, что они обязательно сообщат о результате, даже если он отрицательный. Даже когда пишу: мол, сообщите результат, — в ответ ти-ши-на», — описывает стандартную ситуацию другой участник обсуждения.

«У меня была такая история: отправила резюме в одну уважаемую компанию в Санкт-Петербурге, которая занимается хостингом. Долго не было никакого ответа, стала названивать сама. И, о чудо, мне перезвонили, предложили выполнить тестовое задание. Оно состояло из психологических вопросов и профессиональных кейсов. Довольно много времени я потратила на их выполнение, отправила результаты. На том конце провода мои ответы, видимо, понравились, так как пригласили на личное интервью. На собеседовании HR-менеджер долго мучила меня различными психологическими вопросами, как-то поглядывала косо. Что в итоге?! Вы, наверное, уже догадались: ни ответа ни привета! Вот и думай после этого хорошо про HR-специалистов!» — рассказывает третья пользовательница.

Налево пойдешь — HR-менеджеру позвонишь, прямо пойдешь…

Из полученных откликов в нашем блоговом сервисе HeadHunter Live вырисовывается следующая картина: существуют три категории кандидатов, каждая из которых применяет собственную тактику в ситуации «молчания менеджеров по персоналу».

1.Первые по умолчанию (пардон за каламбур) воспринимают безмолвие рекрутеров как отказ, не зацикливаются на нем, ищут дальше.
2.Вторые пытаются выяснить причину, обрывают телефонные провода, пишут гневные письма.
3.Третья категория бурно возмущается на форумах, но дальше этого дело не идет.

На нет и суда нет

Можно сказать, что это позиция устремленных в будущее оптимистов. Какой прок распыляться и метать бисер перед конкретной компанией, если в ней тебя не ценят в самом начале?

Несмотря на распространенную точку зрения, что якобы самоуправство в компаниях вершат именно менеджеры по персоналу, не все пользователи с ней согласны. Скорее всего, в компании принят одинаковый стиль общения на всех позициях, предполагают они. «Не надо исключать, что неуважительное отношение идет именно со стороны руководителя компании, ведь персональщик — наемный работник, — рассуждает наша пользовательница Ольга Демидова. — Так что, если кому-то не позвонили, не ответили, это тоже хорошо, у вас есть возможность найти лучшее место работы».

Молчание со стороны HR-специалиста — это «хорошая новость в некоторых случаях», считает и Юлия Константинова. «Рассылая резюме, нужно верить, что откликнется именно ваша компания, ваша — в смысле та, которой вы нужны как специалист, и даже ваше резюме будет не столь важным (не совсем конечно, но…). Поэтому, когда мне не отвечают на мои письма, я, улыбаясь, бывает и немного расстроившись, но при этом сохраняя чувство собственного достоинства, говорю себе, что это были не те компании, где мне предстоит трудиться. Промолчали — и хорошо, я буду продолжать поиски, и уверена, что найду классный вариант! Тем самым я сохраняю свой настрой и не трачу время на слезы, грусть и прочий негатив», — делится она своим рецептом.

Многие эксперты настоятельно рекомендуют соискателям брать инициативу в свои руки. Ведь это именно им нужна работа. Нужно добиваться обратной связи, настойчиво интересоваться у рекрутера сроками, когда он свяжется с соискателем, чтобы сообщить об итогах интервью, или самим перезванивать после собеседования. Но не все кандидаты считают такое поведение верным. Если менеджеры по персоналу имеют право хранить гордое молчание, то почему этого же самого права лишают кандидата?

«Из существующей ситуации для соискателя есть выход. Если после прохождения собеседования вам говорят: „Мы вам перезвоним“, ждете дня 3, параллельно продолжая искать работу. Если в течение 3-х дней не перезвонили, значит, уже не перезвонят. Не надо унижаться и звонить самому. Если вы им нужны как сотрудник, они с вами сами свяжутся. А звонок с просьбой уточнить все равно ничего не даст — начнется „перевод стрелок“ и нелепые отмазки: „ой, вы знаете, сотрудница только что заболела, а я вот не знаю, о чем вы с ней вообще говорили“, „ой, а вы не могли бы перезвонить через месяц, директор в отпуске, а телефон дома оставил и Интернет нам отключил“ и т.д.», — уверен один из пользователей проекта, пожелавший остаться неизвестным.

Не стоит зацикливаться на неудачах, подобный подход тратит ваше время, нервы и портит настроение. Нужно быть, как учили с детства, выше всего этого и идти дальше. Таков универсальный рецепт кандидатов-оптимистов.

Возможно, работодатели даже правы в том, что они не перезванивают, ведь им нужны заинтересованные в работе и уверенные в себе специалисты.

Докопаться до истины

Спускать все на тормозах недопустимо, считают соискатели из второй категории. Любители расставлять точки над i всегда выяснят причину молчания, а уже потом продолжат поиск работы. Зачем жаловаться на судьбу и злых HR-менеджеров, которые не звонят? Звоните сами! И пишите! Только так можно обратить на себя внимания и даже (иной раз) добиться положительного решения по вашей кандидатуре! Вот общий совет от смельчаков:

«Первый класс школьной программы начинающего менеджера (управленца) — всегда оставлять инициативу за собой. Элементарно взять и уточнить: „Когда я могу позвонить, чтобы узнать результат?“ Пока я ищу работу, ее поиск и есть моя работа! И я отношусь к этой работе так же — сама планирую, контролирую, получаю и использую результат. А не сижу и не жду, пока мне его спустят… может быть… если кто-то вспомнит… или окажется „достаточно профессиональным“… или у него не сломается электронная почта с моим резюме в ней… »

Уровень культуры и образования у всех людей разный, настаивают любящие во всем определенность соискатели, нужно с этим мириться. А профессионализм заключается не только в исполнении непосредственных должностных обязанностей, но и в умении добиваться цели. А ведь именно оно проявляется на самых ранних стадиях взаимодействия с компанией. И, возможно, работодатели даже правы в том, что они не перезванивают, ведь им нужны заинтересованные в работе и уверенные в себе специалисты.

А судьи кто?

В третьем лагере оказались кандидаты, предпочитающие обсуждать стиль общения менеджеров по подбору персонала на форумах. Как правило, они возмущаются, шутят или дают полусерьезные советы самим менеджерам по персоналу, их начальству или администрации работных порталов. А если на форум заходит заблудший рекрутер, подвергают его публичной обструкции или осмеивают отдельные суждения. Если же HR-специалисту вдруг придет в голову крамольная мысль выступить в защиту коллег, осмеянию подвергаются все менеджеры по подбору персонала как класс. Стереотипными взглядами являются: менеджер по подбору персонала — не умудренная опытом блондинка (или брюнетка, но мозгами все равно блондинка) лет 18-25, основными занятиями которой на работе являются болтовня по телефону с подругами, маникюр и отфутболивание кандидатов по причине того, что они мешают всецело предаваться занятиям номер 1 и 2.

Вот как видит себе времяпровождение HR-специалистов наш неизвестный пользователь, оппонируя представителю лагеря менеджеров Игорю Богоманшину. «Богоманшин Игорь написал: „HR-менеджеры на предприятии еще много других функций выполняют, кроме поиска сотрудников“. Да, конечно. Я их перечислю:

1.Пить чай/кофе с пироженкой.
2.Сидеть в „Одноклассниках“.
3.Сидеть в „ВКонтакте“.
4.Общаться по асечке.
5.Искать няшные фотки для своей аватары, отправлять чмоки.

Ничего не забыл?

«В дополнение к собирательному образу рекрутера пользователи считают, что менеджеры по персоналу просто неспособны сформулировать грамотный отказ и предлагают свои услуги. Анонимный пользователь: „Составлю красивую формулировку для ваших автоматических отказов за незначительное вознаграждение. С уважением, Дмитрий“.

Популярная идея также — создание всяческих черных списков компаний, рейтингов отдельных рекрутеров и введение на сайтах специальных сервисов, которые позволяли бы увидеть количество присланных на вакансию резюме и количество отказов.

HR-менеджеры не вправе нас судить, гордо заявляют тайные активисты работных сообществ, в то же время забывая о том, что культуру общения должны соблюдать обе стороны процесса трудоустройства. Впрочем, сообщества — хороший способ выплеснуть эмоции, а затем идти дальше и искать работу своей мечты, не размениваясь на личное взаимодействие с невежливыми либо слишком занятыми менеджерами по подбору персонала.

Слово дал — слово взял

В ответ на молчание соискатели либо начинают обходить компанию стороной, либо активно выражать свое недовольство.

Так что же собственно раздражает наших пользователей (если не брать факт существования самих HR-специалистов, который не дает покоя большой части разгневанной аудитории) ? Как выясняется, кандидаты готовы спокойно воспринимать отсутствие обратной связи, если менеджеры по подбору персонала не брали на себя обязательств непременно ответить: „А вот меня, например, абсолютно не бесит, когда HR-специалисты не отвечают на мое резюме. Раз не отвечают — значит не подхожу или вакансии уже нет и т.д. Но вот что именно меня бесит, так это то, что после собеседования говорят: „Мы Вам позвоним“ — и не перезванивают“.

Дал обещание — держи, тогда и возмущения будет меньше, и негативных откликов в сторону компании. А то получается — менеджер по подбору персонала своему слову не хозяин.

Да все просто же. Уважаемые, если вы знаете, что на 99,9% не будете отвечать кандидату, с которым встречались, не надо давать обещаний позвонить, написать, объявить по радио и назначать день и время. Не давайте обещаний и все. Если кандидату надо, он сам позвонит, напишет и т.д. Не надо — не позвонит и не напишет“, — обращается к рекрутерам представитель общественности в нашем проекте HeadHunter Live.

Как известно, любое действие имеет противодействие. В ответ на молчание соискатели либо начинают обходить компанию стороной, либо активно выражать свое недовольство. Для компании-работодателя плохо и то, и другое, ведь это может:

•серьезно подпортить репутацию;
•отвратить от компании квалифицированных специалистов, которые могли бы быть ей полезными.

Дальновидные рекрутеры это понимают и стараются поддерживать контакт с соискателями, даже если они не подходят. Ведь завтра претенденты могут вернуться в компанию с новыми навыками.

Как действовать, если вы столкнулись с нежеланием/невозможностью получить обратную связь, — каждый решает сам. На взгляд автора „Планеты HR“, самым разумным будет следующий подход, озвученный одной из наших читательниц: „Когда мне нужно было (компания после собеседования очень заинтересовала) , я 2 дня дозванивалась (да, было непросто застать на месте HR-менеджера) и получила ответ. Когда мне было все равно (компания неинтересна после собеседования) , то я и не ждала, и мне было совсем неинтересно, отзвонятся мне или нет, и мне плевать, кто виноват. Зачем мне от них обратная связь?“

Если очень нужно знать, подходите ли вы, не бойтесь звонить и активно интересоваться стадией рассмотрения вашей кандидатуры! Если нет — идите дальше, ведь в любом случае ожидание у моря погоды вряд ли будет той эффективной методикой, которая позволит вам получить ту самую „хорошую“, „интересную“ и „стабильную“ работу с „достойной оплатой“, которую именно в таких выражениях описывают кандидаты.

Источник: Hh.ru

Поделиться

Комментарии

Отменить