Записки предпринимателя: Откуда берутся моралофаги?

0
Встретил где-то прекрасное определение честности. Честность — это уровень комфорта, которым человек готов платить за следование против своих интересов. Отсюда вытекает интересное следствие. Честность — это не моральная категория, а экономическая.

Почему именно экономическая? Процитирую прекрасную книгу Стивена Левитта «Фрикономика», которая утверждает, что если у человека есть возможность кого-то обмануть в своих интересах, он с большой вероятностью это сделает. Цитата звучит примерно так: мораль объясняет, каким мы хотим видеть мир, экономика показывает, каков он на самом деле.

Возьмем типичную ситуацию. Заместителю предлагают кресло его начальника. Но для получения должности нужно подсидеть своего босса, с которым у него хорошие отношения. Я много раз слышал подобные истории от разных людей, конец у всех был один — место начальника занимал его зам, лояльный к тем, кто его привел на должность. Типичная сделка с совестью, честность в обмен на деньги (или их эквивалент в виде карьерного роста).

Возьмем еще более типичную ситуацию. Мужчина уходит от жены, с которой прожил много лет. Бросает детей. Подлец, говорят окружающие. А таких мужчин вокруг миллионы. Да и женщин, которые продаются богатым, тоже хватает. То есть огромное количество людей меняют честность на личный комфорт. Хотя мораль это осуждает.

Еще пример. Мало кто продаст своего родственника за полмиллиона рублей. А моральный ущерб с виновника смерти взыскивают все. По сути, продают за деньги память о погибших близких. И что, заплативший моралку искупил этим свой грех?

Теперь о праве сильного. Его тоже публично все осуждают. А в жизни кто сильнее, тот и прав. Особенно это заметно в политике.

Значит ли это, что человек — продажная тварь, а мораль — инструмент угнетения лохов? А честь и совесть — пустой звук. Боюсь, что все гораздо сложнее. Возьмем животный мир, там все проще, но тенденции очевидны. Волка, пожирающего зайца, никак нельзя назвать аморальным. Экзотические белки дега продаются только парами, если пару разлучить, зверьки умирают. Собака без колебаний умрет за хозяина. То есть у животных тоже есть аналог чести или совести, когда они способны идти против природы ради надличностных ценностей. Хотя в природе это большая редкость.

А вопрос, который меня занимает, звучит так. Почему мы не любим людей, говорящих правду? Которые видят мир таким, какой он есть, без надуманной мишуры типа морали, религии, идеологии. Другими словами, откуда берутся моралофаги.

Источник: Записки предпринимателя

Поделиться

Комментарии