Почему у нас нет магазинчиков "как в Европе"

0

Источник: i-business.ru

Мечта о появлении в России небольших магазинчиков-лавчонок со свежими продуктами «как в Европе», торгующих невероятно красивой колбасой, тут же испеченным хлебом, красивыми фруктами и овощами и т. д. возникает, наверное, практически у всех, кто бывает за границей и, в частности, в Старом Свете.

Такого рода вздохи обывателей, вернувшихся, скажем, из туристической поездки в Париж, легко понять. Но вот мечты чиновников — вряд ли. Потому что мечта, честно говоря, странная. Хотя бы потому, что Москва — не Париж. И с точки зрения климата, и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения дорог и парковок…

Давайте на секунду задумаемся, где и как такие магазины могут существовать? У нас эти магазины могут существовать в спальных районах и на первых этажах жилых домов. А теперь попробуйте найти нормальное помещение под аренду по адекватной экономике такого магазина цене. Это практически нереально. Большинство подходящих помещений уже занято предприятиями сферы услуг, которые работают с совершенно другой наценкой. И как бы мы ни пытались обвинять ритейл в том, что он «гребет деньги лопатой», а его прибыли составляют многие неисчислимые миллионы, это не так. Особенно если говорить о продуктах питания, особенно свежих. Много рисков, много списаний и очень жесткий рынок, на котором сделать «любую» наценку невозможно.

Теперь давайте вспомним, что же всё-таки мы видим в Европе? Как правило, магазины, которые нам так нравятся и остаются в памяти надолго, — это магазины семейные. Магазины с историей. Магазины, которые поддерживаются поколениями. А люди, которые занимаются такой торговлей — чаще всего прямые владельцы. Мало того, для них это не просто торговля. Чаще всего они же являются и производителями тех самых удивительных колбас и выпечки или выращивают овощи, фрукты. Это не просто семейные магазины в плане принадлежности, они еще и семейные в плане производства.

На кого рассчитаны такие магазинчики? Как ни странно, во многом всё-таки на туристов. Лавки с хамонами и сушеными помидорами или испанские магазины, которые собирают редкие сорта вин со всей страны — это всё для нас «wow-магазинчики». Но в России нет такого туристического потока. И у нас нет уникального собственного производства, товары которого не были бы представлены в обычных магазинах… Чем же такие магазинчики будут торговать? Чем будут отличаться от сетевой розницы? Отличаться, по сути, — нечем.

Заработать магазин может либо на потоке (а откуда он в таких магазинах?) , либо на наценке. Но булочные, которые в спальном районе торгуют уникальным дорогим хлебом, — это уже не мечта, а утопия. Может быть, в каких-то определенных районах такой магазин и может существовать, но для большинства товаров (молочной продукции, колбасных изделий) это практически невозможно. У нас если уж кто-то хочет чего-то совсем натурального, то покупают такую продукцию на рынках. А всё остальное фактически есть в обычной рознице.

И всё-таки магазины формата близкого к тому, о котором мы говорим, — в Москве появляются.

Например, «Избенка», которая предлагает уникальные продукты, которые невозможно купить в обычных магазинах. Разве что ритейлер не является производителем. Идеологи проекта находят хорошие фермерские хозяйства, покупают и упаковывают товар. Но бизнес этот с точки зрения экономики, как мне кажется, балансирует на грани. Потому что накладные расходы очень высокие, плюс свежий продукт. Работать очень непросто.

Может ли такой проект быть успешным? Наверное да. Если магазин будет всё-таки стоять «на потоке». Для жизнеспособного оборота такому магазину мало покупателей из числа жителей двух-трех близлежащих домов, в таком случае даже затраты на аренду небольшого помещения и на продавца не «отбить». Нужен трафик.

Поэтому единственно реальный способ не только выжить, но и заработать, — это объединение нескольких магазинов под одной крышей. Молочникам нужен небольшой кусочек, колбасникам, еще кому-то … И вот они уже дополняют друг друга, создают друг другу дополнительный покупательский трафик. Кто-то идет за молоком и покупает колбасы, кто-то идет за колбасой и покупает молочные продукты…

Попытки таких объединений есть. Это некие «магазины-полурынки», где можно и стандартные покупки сделать и пройтись по специализированным лавочкам, которые торгуют свежей молочной продукцией, колбасной, приправой, рыбой… Чаще всего в таких лавочках продукт можно попробовать, продавцы более «человечны», атмосфера более дружелюбная, чем в сетевых магазинах. Но как только кто-то из таких магазинчиков пытается ввести любые современные стандарты — учета, обслуживания — все преимущества теряются. Получается ни магазин, ни рынок, нечто среднее, непонятное.

Поэтому, подводя итог, можно сказать, что у нас, к сожалению, нет никаких предпосылок для развития отдельно стоящих специализированных магазинов. Ни экономических, ни площадных, ни потребностей незакрытых, ни страдающего производства, которое не знает, куда сбыть свой продукт…

Хотя конечно проблемы со сбытом у производителей есть, но они связаны не с тем, что продукцию категорически некуда сбывать, а с тем, что продукт, ничем не отличающийся от такого же у соседа, никому не нужен. А работать производителям больше всего хочется с какой-нибудь крупной сетью, которая сразу у них начнет на миллионы закупать.

Мы же не готовы на мелкий бизнес, всем сразу нужно стать чемпионами мира!

Автор: Елена Комкова

Источник: i-business.ru

Поделиться

Комментарии