ИП в России: хождение по мукам

0 912

Источник: «Комсомольская Правда»

С какими формальностями придется столкнуться, если вы официально зарегистрировали свое индивидуальное предприятие.

Несколько месяцев назад муж мой Максим, психолог, решил зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Именно так должны оформлять свои отношения с государством законопослушные специалисты, которые оказывают какие-то услуги в частном порядке: психологи, репетиторы, бухгалтеры, юристы и т. п. Так же могут поступить и те, кто решил сдавать квартиру по-белому, но хочет законным образом сэкономить на налогах: платить не 13% с дохода как физическое лицо, а меньше — как предприниматель.

Зарегистрировать ИП удалось без особых проблем. Однако, как выяснилось, формальности на этом не заканчиваются, а скорее только начинаются…

ЗАДАЧКА 1. Получить номер в Пенсионном фонде

В ПФР новоиспеченному индивидуальному предпринимателю обязательно надо получить уведомление о регистрации в территориальном отделении по месту жительства. Кроме обычного индивидуального страхового номера (всем известная пенсионная зеленая карточка) , ИП присваивается еще дополнительный номер. Без него не заплатить обязательные страховые взносы, а это штрафы.

Пенсионным фондом «бывалые» в Интернете сильно пугали. Мол, чуть ли не главная задача открывшегося ИП — быстро туда добежать, а то оштрафуют на пять тысяч. Оказалось, все не так уж страшно. В юридической фирме, которая помогала зарегистрировать мужнино индивидуальное предприятие, успокоили: налоговая инспекция теперь сама уведомляет всех кого следует о новых ИП. Предпринимателю же никуда ходить не надо — письмо из Пенсионного фонда с заветным регистрационным номером в течение недели должно прийти по почте.

Через неделю письмо не пришло. В юрконторе порекомендовали подождать еще — почта не всегда хорошо работает. Но письмо не пришло и через месяц… В конце концов муж пошел искать Пенсионный фонд сам.

Там выяснилось, что все верно: ПФР о создании ИП теперь уведомляется автоматом. Вот только отправленные фондом письма, бывает, не доходят. В отделении повздыхали и выдали нужный документ на руки.

ВАЖНО: если ИП открывает расчетный счет, уведомлять об этом Пенсионный фонд и налоговую (а если нанимает работников — то и Фонд социального страхования) он по-прежнему должен самостоятельно. В течение семи календарных дней — иначе штраф в размере 5000 руб. за каждую не уведомленную в срок контору. Правда, можно далеко не ходить, а послать уведомления по почте ценным письмом с описью вложения — чтобы у вас остались чек и опись, подтверждающие, если почта не дойдет, что вы свой долг выполнили вовремя.

ЗАДАЧКА 2. Понять, как брать с людей деньги

— И когда твое ИП начнет работать? — интересуюсь у мужа изо дня в день.

— Когда пойму, как законно брать с граждан деньги.

Законные варианты такие: либо расчетный счет в банке, либо, если клиенты платят наличными, кассовый аппарат или бланки строгой отчетности (какой вариант затратнее).

Касса годится для всех случаев. Если она есть, расчетный счет в банке можно не открывать — только по желанию. Но… Большое предприятие или из одного человека с приходом в 1000 рублей раз в три дня — требуется кассовая дисциплина. Каждый день надо подсчитывать выручку и остаток в кассе и все это документально оформлять. К тому же кассу нужно обязательно обслуживать в ЦТО (центр технического обслуживания) , а это дополнительные затраты.

Если ИП оказывает только услуги и только населению, а не организациям (см. «Справку „КП“) , можно кассу не заводить — обойтись бланками строгой отчетности (БСО). То есть вариантом квитанции, которая заполняется под копирку: один экземпляр клиенту, второй себе — для отчета в налоговой. Вроде как попроще — бланки сам заказываешь в типографии конкретно по своему виду деятельности. Но проще — это еще как сказать: бланки надо учитывать в специальной книге, ее можно тоже купить в типографии.

ВАЖНО: не свободны от этого и предприниматели, которые работают на основе патента и платят государству не некий процент с дохода, а фиксированную сумму (стоимость патента). Заполнять БСО и вести книгу учета этих бланков они все равно обязаны. Этим, в частности, придется заниматься, если вы решили купить патент на сдачу жилья, к чему сейчас активно призывают власти.

— Я из государственного центра уволился, потому что там больше времени бумажки заполняешь, чем с клиентами работаешь. Решил открыть свое дело — опять бумажки! — кипятился муж.

Знатоки из мужниных коллег-психологов порекомендовали с наличными вообще не связываться — открывать расчетный счет и принимать деньги только через банк. Шансов по незнанию нарваться на неприятности с налоговой в этом случае меньше всего. За расчеты отвечает банк, платежи однозначно белые. Только клиенты остались недовольны: им-то чем меньше формальностей, тем лучше —, а тут договор, перевод на банковский счет… А уж насколько по закону работает частный психолог или другой специалист, клиентам, как правило, по барабану.

ЗАДАЧКА 3. Освоить бухгалтерию

Бухгалтерия ИП считается у нас самой простой. Это так: индивидуальный предприниматель обязан вести достаточно несложную книгу учета доходов и расходов (КУДИР) , которая предоставляется для сверки в налоговую. Сейчас это можно делать и в электронном виде.

Правда, почему нельзя, скажем, распечатать выписку с расчетного счета и представить ее в налоговую, а надо аккуратно переписывать оттуда циферки в отдельный документ, никто толком объяснить не может. Специалисты говорят: надо, закон…

ИТОГО

Теоретически, зарегистрировав ИП, со всеми необходимыми для начала работы формальностями можно справиться за пару дней. Но на практике, особенно если ИП открывается впервые, то тут, то там возникают затыки. Потому как минимум в первый месяц надо готовиться к потерям времени и денег ради того, чтобы стать законопослушным.

С какими сложностями придется столкнуться уже в процессе работы и легко ли отчитаться перед налоговой инспекцией — читайте в следующих публикациях.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Грант Казарян, юрист, специалист по налоговому законодательству и правам предпринимателей:

— Проблемы с бухгалтерией ИП только поначалу кажутся серьезными. Но предприниматель избежит лишних проблем и затрат, если заранее продумает такие моменты: с кем он собирается работать — с частными или юридическими лицами, на какой территории (то есть только ли в своем регионе) , какие примерно будут объемы. От этого зависит, какой способ расчетов лучше выбрать.

Если нет желания лично заниматься бухгалтерией, можно обращаться к специалистам — такого рода консультационные услуги для ИП оказывают многие фирмы. Достаточно удобно пользоваться сервисами интернет-бухгалтерии для ИП, крупнейшие из них — e-kontur.ru и moedelo.org. Только надо иметь в виду, что электронные сервисы у нас молодые, бывают и сбои. Необходимо периодически сверяться с фондами и налоговой.

СПРАВКА

Для платежей через банк ИП нужен именно расчетный счет. Личный счет в качестве расчетного счета ИП использовать не получится.

С наличными деньгами без кассового аппарата могут работать:

индивидуальные предприниматели на ЕНВД (единый налог на вмененный доход) или купившие патент — если они не торгуют алкоголем;

ИП, оказывающие услуги населению — перечень услуг, которые такими признаются, содержится в ОКУН (общероссийский классификатор услуг населению) , его легко можно найти в Интернете;

те ИП, чьи виды деятельности перечислены в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 №  54-ФЗ (этот документ также несложно найти в Интернете). Речь идет, в частности, о предпринимателях, которые занимаются нестационарной торговлей — на ярмарках, с лотков и т. п.

Источник: Комсомольская Правда“

Поделиться

Комментарии

Отменить