Как найти инвестора для своего стартапа

0 984

Стартап — что это?

В общепринятом смысле стартап (от англ. start up) — это одна из стадий развития бизнеса или же сам недавно созданный бизнес.

Стартапом может называться любая новая компания — от доставки воды до ремонта обуви. Но термин «стартап» приобрел широкую известность именно в связи с IT-сферой, поэтому чаще всего это слово употребляют применимо к интернет-компаниям и IT-проектам.

Один из главных авторитетов Силиконовой Долины Стив Бланк определяет стартап с учетом инновационной составляющей. По его мнению, стартап — это организация, созданная для поиска повторяемой и масштабируемой бизнес-модели.

Стадии развития бизнеса

В зависимости от этапа своего развития, бизнес может заинтересовать разные группы инвесторов. Для инновационных компаний выделяют такие стадии развития бизнеса:

Seed — посевная стадия. Компания существует только в виде идеи или плана. Начинающие бизнесмены изучают рынок, проводят первичный сбор средств для старта.

На этой стадии деньги можно найти у 3F — fools, friends, family (англ. — дураки, друзья, семья) , или же можно профинансировать свой бизнес самостоятельно.

На помощь также могут прийти бизнес-ангелы, реже — венчурные фонды.

Startup — стадия «стартапа». Компания недавно образовалась, ее продукт выходит на рынок. Она ищет первых клиентов и сотрудников, изучает рынок «методом щупа» и все так же нуждается в финансировании.

Основными инвесторами становятся венчурные фонды

Early Growth — ранний рост. Компания растет и развивается, хотя не имеет устойчивой прибыли. На этот этап приходится точка безубыточности.

Expansion — экспансия. Компания становится финансово более стабильной, а ее рентабельность — более очевидной. Ей становятся доступны банковские кредиты и средства большего числа частных инвесторов.

Mezzanine — промежуточная стадия. Повышение капитализации компании перед выходом на биржу. В компанию не боятся инвестировать инвесторы, ожидающие краткосрочной прибыли.

Exit — выход. Компания выходит на фондовый рынок со своими ценными бумагами либо же выкупается менеджментом, а венчурный инвестор покидает компанию, продав свою долю.

Кто такие бизнес-ангелы?

Бизнес-ангелы — это независимые частные инвесторы, которые инвестируют в бизнес еще на этапе идеи. В этом и есть главная «ангельская» составляющая таких инвесторов.

Как правило, бизнес-ангелы не требуют вмешательства в управление компанией и не требуют немедленного возврата инвестиций. Их цель — получение прибыли в отсроченном будущем, ведь инвестирование в новые проекты не является основным источником их дохода.

Сам термин пришел к нам из Силиконовой долины, где подобные инвесторы начали появляться в начале 70-х годов. Бизнес-ангел Майк Маркулла в свое время дал старт компании Apple, вложив в нее $90 тыс. Компания Google также начинала свое развитие при содействии бизнес-ангелов.

В отличие от венчурных фондов, бизнес-ангелы распоряжаются своими средствами. Отсутствие необходимости отчитываться перед своими вкладчиками дает им большую свободу действий.

Однако следует заметить, что бизнес-ангелы редко инвестируют в одну компанию по-настоящему крупную сумму.

Чего хотят венчурные фонды?

В отличие от бизнес-ангелов, венчурные фонды распоряжаются чужими деньгами — средствами своих инвесторов (частных лиц, пенсионных фондов, страховых компаний).

Венчурные фонды вкладывают деньги своих клиентов в проекты с высокой долей риска, но при этом с большим потенциалом прибыльности. Их стратегия инвестирования — высокая доходность инвестиций при средней или высокой степени риска.

Венчурные фонды иногда могут инвестировать в компанию на этапе существования бизнес-плана, однако чаще они выбирают проекты, уже запустившиеся на рынок недавно и нуждающиеся в капитале для полноценного старта.

Венчурные фонды часто инвестируют согласно внутренним ограничениям — отраслевым либо географическим.

Где искать инвестора?

Если с семьей и друзьями все более или менее ясно, то как найти бизнес-ангела или заинтересовать венчурный фонд, для многих начинающих бизнесменов остается загадкой.

Одним из наиболее эффективных методов поиска финансов для своего стартапа является «нетворкинг» — участие в отраслевых конференциях и мероприятиях по венчурному инвестированию и конкурсах стартапов, которые привлекают большое количество как потенциальных инвесторов, так и компаний, желающих привлечь финансы.

«Такие конференции дают возможность получить экспертизу из „первых рук“ от лидеров рынка. Сотни людей увидят презентацию проекта и дадут обратную связь, посоветуют партнеров, могут даже стать первыми клиентами, тестерами, а могут и присоединиться к команде проекта. Ты получаешь шанс „выстрелить“ с бизнесом», — говорит член правления Groupon Россия Елена Масолова.

Источник: finance.tochka.net 

Поделиться

Комментарии

Отменить