Cегодня оборот рынка общественного питания в РФ по итогам I квартала 2011 года составляет 60,9 млрд рублей.
Сеть фастфудов Subway обошла ближайшего конкурента, McDonald's, по количеству торговых точек в России. Эксперты объясняют успех Subway сезонностью, так как McDonald's запустит волну открытий лишь в декабре. В целом, российские сети пока что отстают от показателей американских коллег из-за локализации бизнеса.
Сеть ресторанов быстрого питания Subway обогнала McDonald's по количеству закусочных, став крупнейшей в России, сообщает AP. На минувшей неделе Subway открыл несколько новых точек, общее число их достигло 286 (у McDonald's — 282). Впрочем, по объему выручки McDonald's все еще занимает первое место.
Как сообщил представитель компании AP, стратегическая цель Subway — довести количество ресторанов в России до 1 тыс. к 2015 году.
Представители Subway объясняют свое лидерство работой по системе франчайзинга. Закусочные под этим брендом создаются более или менее равномерно круглый год, тогда как McDonald's традиционно открывает большую часть своих точек в декабре. Таким образом, лидер еще может смениться.
Рост сети
В текущем году McDonald's планирует открыть 40 торговых точек, Subway — от 30 до 40 кафе.
По словам главы маркетингового отдела Subway Тони Пэйс, принцип собственного франчайзинга является частью успеха. Меньший формат закусочных Subway, по сравнению с ресторанами McDonald's, позволяет затрачивать меньше средств на открытие новых филиалов и их обслуживание. Руководство сделало акцент именно на стоимости и маркетинге.
Агентство отмечает, что у Subway весьма дешевая франшиза — втрое дешевле, чем у «Ростикса», что обуславливает бурное развитие сети. В целом же рынок быстрого питания в России показывает существенный рост — хотя объем торговли в общепите сократился на 12%, число точек фастфуда увеличилось на 27%, сообщает исследование «Комкона».
В настоящий момент закусочные Subway работают в 91 стране мира. Россия — пятая после Великобритании, Германии, Франции и Ирландии страна в Европе, где открыто не менее 100 ресторанов сети.
Российский фастфуд
Успех сети фастфуда зависит от наличия качественных помещений в районах с хорошей посещаемостью и темпов роста сети. По мнению экспертов Research Professional, чтобы выйти на рентабельность, сеть должна состоять не менее чем из 10—15 ресторанов.
Не имея транснациональных ресурсов, такие лидеры российского рынка как «Теремок», «Стардог!s», «Крошка картошка» начинали строительство своей сети с уличных ларьков и автокафе. Чтобы конкурировать с американскими компаниями, отечественные кафе применяют национальные традиции.
«Российским фастфудным игрокам приходится предлагать несколько другой ассортимент, обычно это какие-то традиционные для России блюда, например, блины, картофель… Это позволяет, с одной стороны, не пересекаться с американскими фастфудами, а с другой, привлекать клиентов именно другим ассортиментом», — считает аналитик потребительского рынка «Инвесткафе» Антон Сафонов.
Куда двигаться
По мере увеличения числа современных торгово-развлекательных комплексов (ТРК) сети фастфудов стали развиваться на фуд-кортах ТРК. Рестораны формата street retail (помещения, встроенные в жилые здания) становятся менее популярны среди операторов из-за возможных рисков и изменения арендных ставок.
Сегодня «Стардог!s» имеет 404 точки продаж по России и СНГ. «Теремок» за 12 лет со дня основания увеличил доходы до $110 млн. До 2001 года в одной нише со «Стардог!s» работал и «Теремок», который затем стал открывать рестораны в стационарных помещениях, на фуд-кортах торгово-развлекательных комплексов и в отдельно стоящих зданиях по типу кафе.
Сегодня «Теремок» насчитывает более 110 точек в Москве и Петербурге, тем не менее, в компании считают, что условия работы фастфуда не самые лучшие.
«Условия работы стали намного сложнее во всех направлениях и, прежде всего, с точки зрения возросшей конкуренции. Кроме того, в Москве за 2011 год по результатам плохо организованного городского конкурса практически закрылось с десяток неплохих перспективных компаний, которые могли бы во
Говоря о конкуренции, собеседник Firstnews подчеркивает, что российский фастфуд конкурирует с американским «из рук вон плохо». Пока что ни одна российская компания не догадалась, чем привлечь покупателей, о чем свидетельствуют очереди именно в американский фастфуд, заключает Гончаров.
Еще один конкурент на рынке фастфуда, «Крошка картошка», образованная в 1998 году, в 2007-м вошла в тройку сильнейших в сегменте street-food с оборотом в $60 млн. В этом же году 30% российской сети за $36,2 млн выкупила компания AmRest Holdings, оператор ресторанов KFC и Pizza Hut в Польше.
Сегодня «Крошка картошка» управляет 180 объектами с выручкой $70 млн. По состоянию на начало 2011 года в Москве сеть располагала 73 стационарными кафе и 186 уличными точками, в Петербурге — 26 точками (преимущественно в фуд-кортах ТРЦ) , на Украине — 13 заведениями.
Спрос в России
В России спрос на фастфуд растет: с 2000 по 2005 годы посещаемость предприятий быстрого обслуживания увеличилась на 8,4%. В 2005 году глава корпорации McDonald's Джим Скиннер не скрывал, что приоритетными направлениями экспансии компании являются Россия и Китай.
К началу 2006 года ежегодные темпы роста российского рынка быстрого питания составляли более 30%. К декабрю 2008 года объём рынка достиг 40 млрд рублей. Для сравнения, в 2002 году он составлял около 10 млрд рублей.
На сегодня оборот рынка общественного питания в РФ по итогам I квартала 2011 года составляет 60,9 млрд рублей, превысив аналогичный показатель прошлого года на 3,3%, по данным исследования компании Euromonitor.