В январе в России разорилось около 10% турагентств. И, если ситуация в экономике не улучшится, уже к лету эта цифра может возрасти вдвое.
Отечественные игроки турбизнеса ощутили влияние кризиса значительно раньше, чем компании других секторов экономики. По словам президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, темпы роста рынка замедлились еще весной прошлого года, когда начали резко подниматься цены на авиатопливо, составляющее до 50% стоимости многих туров экономкласса. Все это привело к провальному лету, когда даже такие популярные направления, как Турция и Тунис, просели на 10–15%. Большинство игроков полагали, что ниже этого дна отрасль не опустится, однако к началу зимы снизу, что называется, постучали. «Новогодние продажи упали
Весеннее обострение. Однако кое-кто полагает, что главные проблемы у туроператоров только начинаются. «Те, кто загодя планировал новогодний отдых, поехали даже в кризис – так сказать, отдохнуть, как в последний раз, – грустно философствует гендиректор „РЖД‑тур“ Дмитрий Горин. – Самое страшное начнется весной, ведь глубины продаж на этот период сегодня нет». Это действительно большая проблема, ведь компании формируют сезон минимум за полгода, а прошлогодняя «подушка безопасности» в виде массовых корпоративных заказов на сей раз не сработает. «Выездной корпоратив сегодня режут просто безжалостно, – говорит президент „Маркет груп“ Сергей Моисеев. – Так что я не удивлюсь, если этой весной спрос на event-услуги уменьшится на 80%». И подобный прогноз не кажется такой уж фантастикой, учитывая, что о снижении, а то и вовсе о прекращении выездного корпоратива уже объявили такие крупные компании, как «Вымпелком», «Русал», Evraz Group и X5 Retail Group.
Все эти факторы, по мнению Сергея Шпилько, и привели к волне банкротств, которая прокатилась по отрасли в январе. В частности, по словам эксперта, к настоящему моменту в России уже закрылось не менее 10% турагентств, еще 5% туроператоров покинули рынок добровольно, а оставшиеся игроки сократили около 15% персонала. «Многим операторам в последние годы, несмотря на работу „в минус“, удавалось оставаться на плаву за счет наращивания оборотов, – объясняет причины подобных событий Владимир Воробьев. – А при нынешнем колоссальном снижении турпотока применять подобную практику стало невозможно». По мнению эксперта, наступивший год рынок проживет под девизом «назад в 90‑е», когда при выборе поездок россияне руководствовались принципом «чем дешевле, чем лучше». И на коне будут не экзотические туры на Кубу или Мальдивы, а направления не дороже $1 тыс. – Египет, Турция, Тунис и Болгария. Что же касается будущего туроператоров, то, по словам Сергея Шпилько, если к началу мая ситуация в экономике не улучшится, то число сокращений в туристической отрасли может составить 25%, а ко второму полугодию количество уволенных с учетом смежных с туризмом отраслей достигнет 70 тыс. человек.
Покупай и властвуй. Впрочем, далеко не все туристические компании кризис поставит на грань выживания. Те, кому в середине прошлого года повезло оказаться в кэше, собираются основательно упрочить свои позиции за счет приобретения изрядно подешевевших активов. Так, ВАО «Интурист» намерено активизировать строительство вертикально интегрированного холдинга, который включит в себя все элементы турпродукта – от собственных отелей до покупки доли в авиапредприятии. «В условиях кризиса выгодно контролировать всю цепочку, так как вертикальная интеграция позволяет увеличить эффективность продаж, в том числе и за счет снижения себестоимости туров», – убежден Александр Арутюнов.
В доказательство руководитель приводит данные своей компании за 2007 год, когда во многом благодаря стратегии вертикальной интеграции ее выручка увеличилась на 38% и составила $374 млн. По мнению президента UTS Алексея Крылова, вертикальная интеграция на фоне кризиса неизбежно приведет к консолидации рынка, благодаря чему к 2010–2012 годам 10–12 самых массовых турнаправлений станут контролировать 5–7 игроков.
Автор: Александр Макаренко