Столица готовится к продолжительному кризису и меняет правила для работников и работодателей. Мосгордума приняла закон «О занятости населения в городе Москве». Этот документ призван защитить тех, кто лишился рабочих мест, и ограничить приток мигрантов в мегаполис.
В действительности новый столичный закон — вовсе не моментальный ответ развернувшемуся в полную силу финансовому кризису. На самом деле текст готовили несколько лет. Другой разговор, что нарастающий экономический коллапс заставил значительно пересмотреть многие дефиниции, фигурировавшие в законе на ранних стадиях. По сути, депутатам столичного парламента пришлось, исходя из реалий сегодняшнего дня, на ходу править законопроект. В итоге документ получился довольно неудобным для работодателей.
В первую очередь закон направлен на «защиту национальных кадров». «Приоритет национальных трудовых ресурсов на рынке труда уже существует, он предусмотрен федеральным законодательством», — поясняет пресс-секретарь председателя Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Ольга Вельдина. В федеральном законодательстве эта норма лишь продекларирована: реального механизма ее применения на практике пока нет. Зато столичный закон конкретизирует, как именно следует защищать трудовые права коренного населения столицы, причем многие детали уже хорошо проработаны.
Так, депутаты с подачи мэрии ввели в закон норму о том, что работодатель должен не просто заявить количество необходимых ему мигрантов, но и доказать, что способен обеспечить их всем необходимым.
С начала года в России действует и новый порядок определения квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Каждый работодатель вправе подать в местное отделение Федеральной миграционной службы заявку на наем определенного числа иностранцев. На основании данных от компаний формируется квота на регион, а после сбора всех региональных заявок появляется специальное постановление Минздравсоцразвития.
Несмотря на то, что ряд экспертов предрекает сокращение числа гастарбайтеров, 31 октября была утверждена квота на 2009 год, почти в два раза превышающая масштабы импорта трудовых ресурсов, определенных на благополучный 2008-й. Минздравсоцразвития разрешило российским компаниям нанять почти 3,5 миллиона иностранцев, тогда как на текущий год размер квоты составлял 1,8 миллиона человек. Кстати, этот объем привлеченных рабочих рук российский рынок легко проглотил за полгода, а к сентябрю был подчистую выбран и 30-процентный резерв.
На этом фоне Москва стала чуть ли не единственным регионом, запросившим меньшее количество гастарбайтеров. «Дефицит иностранной рабочей силы в Москве составляет около 236 тысяч человек. Именно такое число рабочих столичные власти запросили у Минздравсоцразвития», — говорит Ольга Вельдина. В прошлом году столице требовалось 300 тысяч пар рабочих рук, а летом городские чиновники предложили увеличить эту квоту еще на 59 тысяч человек.
— В течение года регионы имеют право подавать дополнительные заявки в Минздравсоцразвития, — напоминает замдиректора Центра миграции Михаил Татаринов. — Нельзя исключать, что столь скромная квота обусловлена желанием чиновников опробовать нормы нового закона.
Согласно утвержденным правилам, московские чиновники получили право корректировать заявки работодателей на трудовых мигрантов в зависимости от наличия у них «инфраструктуры для достойного труда и востребованности вакансий среди коренного населения».
Трактовка довольно широкая, допускающая всякого рода вольности. Начальник столичного Управления государственной службы занятости населения Сергей Дудников, участвовавший в подготовке принятого закона, отмечает, что теперь власти при определении квоты на трудовых мигрантов будут «просеивать» заявки работодателей по значимости вида работ для города, наличию местного предложения трудовых ресурсов и условиям труда. По словам чиновника, город не может «давать квоту организациям из не полезных для города отраслей». В частности, это касается игровых залов, казино и других неугодных видов бизнеса, с которыми ведут борьбу в столице.
«Положения нового закона не конкретизированы, поэтому отказать на практике могут почти любому», — предупреждает Михаил Татаринов. Чиновники, не отрицая этого, доказывают, что пытаются прежде всего «соблюсти приоритет москвичей и россиян», и только потом думать о трудоустройстве жителей из стран СНГ.
Впрочем, рынок трудно загнать в жесткие рамки квот. Если потребность в мигрантах останется высокой, то большинство работодателей просто перейдет на нелегальное положение. Тем более, такой опыт имеется почти у всех. Этой осенью ФМС впервые признала реальные цифры нелегального рынка труда — 10 миллионов человек, что в пять раз выше официальной квоты на 2008 год.
Защита коренных
Борьбу с мигрантами можно назвать скорее превентивной мерой. Проблемы с безработицей в Москве существенно отличаются от общероссийских. Причем в лучшую сторону. Несмотря на некоторое охлаждение на кадровом рынке и сокращение персонала в ряде компаний, безработица в мегаполисе не превышает 1%. По официальным данным службы занятости, на начало октября уровень безработицы в Москве был самым низким по стране — 0,4%. Причем наиболее востребованными являются именно неквалифицированные кадры. Любопытно, но в столице одновременно обнаруживается и весьма скромный уровень образования трудоспособного населения — почти втрое ниже, чем в среднем по России (людей с высшим образованием в Москве лишь 17%).
В тексте нового закона перечень москвичей, которым, по мнению чиновников, нужна помощь при трудоустройстве, состоит из 18 пунктов. В первую очередь это инвалиды, люди предпенсионного возраста, одинокие и многодетные родители, молодежь и другие социальные категории. Чиновники фиксируют: в Москве работает лишь каждый пятый инвалид, имеющий такое право, треть женщин, имеющих малолетних детей, и около половины молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет.
Специалисты утверждают, что в Москве, помимо официальной, есть все прочие виды безработицы: скрытая, добровольная, техническая. Например, работники с высокой квалификацией не хотят занимать более низкие позиции, не соглашаются на маленькую, по их мнению, зарплату. Кроме того, многие работают неофициально. «Статистика, которую предоставляет служба занятости населения, очень далека от реальной картины. Служба учитывает лишь тех, кто зарегистрировался в качестве безработного, чтобы получать пособие. Обычно к нему прибегают люди с низкой зарплатой. Чем ниже пособие по отношению к прежней зарплате, тем меньше у безработного желания обращаться за ним», — объясняет Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики.
Закон, по замыслу его авторов, призван убить сразу двух зайцев: поддержать социально незащищенные категории и помочь тем, кто остался без работы. Для первых предусмотрены различные социальные льготы, для вторых — дополнительные денежные выплаты. Поиск работы никогда не был легким делом, и беготня по собеседованиям требует не только времени, но и денег. Так что для большинства безработных закон предусматривает социальную и материальную помощь. В частности, московские власти теперь будут компенсировать жителям столицы расходы на городской транспорт на время трудоустройства или профессиональной переподготовки. Предполагаются доплата к пособиям в период переподготовки и повышения квалификации, материальная помощь временно нетрудоспособным безработным, не имеющим права на пособие.
Работодателям, которые будут участвовать в городских программах по переобучению безработных, а также по найму молодежи и инвалидов, чиновники обещают налоговые льготы. Однако в законе никаких конкретных мер на сей счет не предусмотрено.
Одна из самых главных новаций — увеличение пособий по безработице. Согласно новому закону, пособие не может быть ниже средней зарплаты в городе (сейчас около 8,5 тысячи рублей). То есть пособие повышается почти в три раза, ведь сегодня оно рассчитывается исходя из минимальной оплаты и составляет от 720 до 2,8 тысячи рублей. Не исключено, что после повышения размеров пособий увеличится и число обращений в службу занятости, а официальная статистика приблизится к реальной картине.
Ожидаемое охлаждение
Московский рынок труда — самый перегретый в России. И не случайно именно столица первой ощутила дыхание кризиса. Кадровые агентства отмечают: существенные людские потери несут сейчас в основном компании непроизводственного сектора, и прежде всего — финансовые посредники. Число уволенных в этой сфере достигает 10%.
По сведениям крупнейших кадровых порталов (Работа.Ру, Headhunter, Job.Ru, Superjob.Ru) , уровень зарплаты по многим видам вакансий снизился на 30%.
От пяти до семи процентов специалистов уже подверглись сокращению, а к концу года эта цифра может достичь 15%.
Эксперты полагают, что складывающаяся ситуация отрезвит специалистов. Рынка персонала в столице больше нет. Появился, как и положено, рынок работодателя. По данным рекрутеров, за последний месяц на 40% увеличилось количество размещенных резюме, а зарплатные ожидания соискателей упали на 50%. Проще говоря, кризис привел рынок труда в состояние баланса.
Автор: Илья Данилкин
Источник: «Бизнес-журнал»