Ненужное железо

0 1298

Конъюнктура. ГАЗ, «Камаз», «Автоваз», «Уралвагонзавод» столкнулись с жесточайшим кризисом сбыта. Однако в промышленности есть и оазисы: например, энергомашиностроение и производство мяса.
Если для большинства жителей страны последние данные Росстата о падении промышленного производства — не более чем набор депрессивных цифр, то для директора по маркетингу и продажам «Камаза» Ахата Урманова они суровая правда жизни.
«Согласно оптимистическому прогнозу продаж, в 2009 году мы реализуем около 40 тыс. грузовиков — почти на 40% меньше, чем в 2008 году, — говорит топ-менеджер. — Пессимистический же сценарий предусматривает падение продаж еще на четверть. Пока ситуация, честно сказать, не самая лучшая: в январе мы уменьшили выпуск грузовиков на 59%».
«Камаз» сократил продолжительность смен, сбавил на треть средний заработок, а также отменил премии. А чтобы в условиях катастрофического падения количества заказов получить живые деньги, компания намерена выпустить облигации на 10 млрд рублей — соответствующее решение может быть принято на заседании совета директоров компании 11 февраля.
Не менее тяжело приходится Виктору Полявину, занимающему пост замгендиректора по экономическим вопросам «Уралвагонзавода» (выпускает более половины всех грузовых вагонов в России). Из-за декабрьского снижения спроса на железнодорожные перевозки в 28% Первая грузовая компания урезала план закупок в 2009 году втрое, до 8,8 тыс. вагонов, в результате чего менеджмент «Уралвагонзавода» был вынужден объявить об уменьшении фонда заработной платы на 40%.
Но хуже всего сегодня приходится компаниям, выпускающим легковые автомобили: по сравнению с декабрем 2007 года спад производства в отрасли составил аж 66,1%. И в наступившем году ситуация продолжила ухудшаться. В частности, в начале января только краткосрочная задолженность группы ГАЗ составила около $1 млрд, в результате чего на заводе введена жесткая программа сокращения издержек. Она предполагает снижение на 10% расходов на закупку материалов, энергозатрат на производство одного автомобиля и расходов на оборотный капитал, благодаря чему себестоимость производства «Газели» должна снизиться на 20%. Кроме того, в управляющей компании группы ГАЗ на 50% сокращен персонал и на 30% урезана зарплата топ-менеджеров.
«Автоваз» переживает крупнейший в истории кризис сбыта: на его складах скопилось 110 тыс. автомобилей, то есть двухмесячный объем про­из­вод­ст­ва (в январе продажи снизились на 37,5%, до 29,1 тыс. машин). В результате со 2 февраля завод работает четыре дня в неделю в две смены по шесть часов и, по предварительным данным, соберет к концу месяца всего около 32 тыс. машин. «Решение о порядке работы в феврале вызвано необходимостью жесткой экономии затрат на производство при сохранении рабочих мест, — объяснил подобную политику президент завода Борис Алешин на форуме „Россия-2009“. — Но мы будем стимулировать спрос на собственную продукцию с помощью двух программ потребительского кредитования». По словам Бориса Алешина, первая из них станет опираться на соб­ст­вен­ные средства «Автоваза», а для второй привлекут деньги банков (каких, станет известно в марте, но, скорее всего, ими окажутся Сбербанк и ВТБ). Однако аналитики относятся к инициативе волжского автогиганта скептически. «У „Автоваза“ уже есть программа автокредитования, процентная ставка по которой варьируется в пределах 21-23%, — говорит аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. — Это совсем не нужно сейчас потребителям, особенно учитывая тот факт, что более 50% производства „Автоваза“ приходится на модели семейств „Самара“ и „Классика“, которые хуже всего продаются».

 

Точки роста

По данным Росстата, общий рост промышленного развития в 2008 году составил всего 2,1% — самый низкий показатель с 1998 года, когда выпуск сократился на 5,2%. Что будет в 2009 году?

В Минэкономразвития оптимизма не питают и полагают, что в 2009 году промпроизводство просядет еще на 5,7%. Мнение о том, что дно еще не пройдено, разделяет и экономист ING Russia Татьяна Орлова.
«Рост же может начаться в четвертом квартале 2009 года, — прогнозирует экономист ЦМАКП Владимир Сальников. — Конечно, во многом он будет объясняться эффектом низкой базы четвертого квартала прошлого года, но, тем не менее, я не удивлюсь итоговому ро­сту в 6-7%». Правда, отмечает Татьяна Орлова, для этого нужно, чтобы сошлись два фактора: во-первых, прекратилась управляемая девальвация рубля со стороны государства (из-за этого банки предпочитают вкладываться в валюту, а не в реальный сектор) , а во-вторых, улучшилась ситуация в мировой экономике, что позволит российской промышленности вновь получать относительно дешевые кредиты за рубежом.
Впрочем, есть и отрасли, которые выглядят победителями. В декабре 2008 года производство мяса выросло на 12,9%. «Уверен, в ближайшие месяцы эта цифра увеличится еще больше, — полагает президент Мясного союза Мушег Мамиконян. — В течение последних пяти лет владельцы пти­це­вод­че­ских хозяйств уверенно инвестировали в про­из­вод­ст­во, в результате чего доля отечественной продукции на российском рынке мяса птицы сегодня составляет 2,2 млн из 3,3 млн т. В кризис же позиции наших компаний станут еще прочнее».
Не менее хорошее настроение и у генерального директора «Силовых машин» Игоря Костина: портфель заказов, немалая часть из которых заключена в валюте (например, контракты на строительство ТЭС «Уонг Би» и ГЭС «Плейкронг» во Вьетнаме) , сформирован в его компании на два года вперед. Более того: в 2009 году «Силовые машины» планируют увеличить объемы выпуска турбинного оборудования на 28% (суммарная мощность — 7,7 ГВт) , а генераторного оборудования — на 39% (суммарная мощность — 7,4 ГВт) , благодаря чему в компании сегодня идет активный набор профильных специалистов. О том, что у предприятий сферы энергомашиностроения сегодня все хорошо, говорит и Росстат: по сравнению с декабрем 2007 года производство гид­ра­в­ли­че­ских турбин в минувшем декабре выросло на 74,9%. К другим отраслям, не по­трепанным кризисом, можно отнести про­из­вод­ст­во сахара (рост на 5,8%) , деревянных шкафов (7,9%) , металлопластиковых окон (13,9%) , кровельных панелей (64,3%).

Автор: Александр Макаренко

Источник: журнал «Финанс.»

Поделиться

Комментарии

Отменить