Девальвация рубля стреми выталкивает импорт товары. Предпринимате пора подумать о заполнении появляющихся ниш

0 1025

Звучащие из государственных уст оценки падения импорта в 2009 году, на мой взгляд, слишком консервативны. Даже в уточненном прогнозе Мин­эко­ном­раз­ви­тия предполагается его снижение всего на 16,1%. Чтобы прогноз сбылся, импорт должен оказаться существенно выше, чем, скажем, в 2007 году, когда потребительский и инвестиционный ажиотаж подходили к своему пику. Насколько это реально?
Машины, оборудование и транспортные средства – основная статья российского импорта ($129,8 млрд в январе – ноябре 2008-го, рост на 44,8% по сравнению с предыдущим годом). Свежей статистики нет, зато есть сигналы, которые подает реальный сектор.
Итак, личный транспорт. Многие представители среднего класса отказываются от смены автомобиля, а остальные из-за роста пошлин и уменьшения реальных доходов выбирают более дешевые машины, читай – собираемые в России. Падение продаж автомобилей может составить порядка 40%, и доля импорта явно сократится.
Масштабы ввоза оборудования тоже должны резко упасть. Бизнес столкнулся с падением выручки и не думает о расширении производства. Тем более что годы, когда рубль был крепок, позволили соб­ст­вен­ни­кам с выгодой обновить основные средства. Те, кто не сделал это в тучные годы, вряд ли найдут сред­ст­ва сейчас.
Финансовые структуры пока не помощники. 70% лизинговых компаний вообще прекратили новые операции, другие их существенно сократили. Банки больше думают о сохранении ликвидности, а не кредитовании реального сектора. В общем, все признаки грядущего обвала инвестиционных вложений налицо.
С продовольствием сложнее. Давление на импорт тут идет уже полгода по линии экономии граждан. Когда на рынке труда нет спроса, люди волей-неволей начинают считать расходы, а импортные товары, как правило, стоят дороже.
Плюс недавно добавилась девальвация. Пример: раньше российское сливочное масло стоило дешевле финского или новозеландского на 10%, что для потребителя несущественно. Теперь разница будет достигать 30–40%, а это уже серьезный аргумент. Но по-настоящему зимний рост доллара и евро начнет отражаться на импорте весной.
С другой стороны, по ряду товарных групп, например мясу, сильного снижения импорта ожидать сложно в силу того, что быстрое замещение внутренним производством тут нереально.
Есть и невидимый импорт, такой, как туризм. Его не учитывает официальная статистика, но чем, если не импортом, является покупка российскими гражданами товаров и услуг за границей? Сектор обвалился из-за тех же факторов – экономии и девальвации.
Зачем все эти умозаключения? Импорт падает, значит, деньги остаются в стране. Пусть это уже не те суммы, как на пике сырьевых цен, зато, наверное, они будут более равномерно распределены по экономике, а не сконцентрированы в местах, не столь отдаленных от крупнейших компаний. А если так, бизнесу есть за что побороться.
Автор: Олег Анисимов,
главный редактор журнала «Финанс.»

Поделиться

Комментарии

Отменить