Источник: Финанс Таймс
Основными рисками инвестирования в российскую экономику западные инвесторы считают налоговые. Об этом в ходе круглого стола «Инвестиционная деятельность в Москве: опыт, состояние, перспективы», состоявшемся в Мосгордуме, сообщил председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа», председатель экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству Павел Гагарин.
«И крупные компании, которые хотят инвестировать в Россию, такие, как Olam International Limited, Magra Corp, и менее известные предприятия, среди рисков инвестирования в российскую экономику выделяют, в первую очередь, налоговые риски, — считает господин Гагарин. — Они опасаются несправедливого налогообложения, некорректного применения налогового законодательства, необъективных судебных решений по результатам налоговых проверок. Второе место иностранные инвесторы отдают бюрократическим и административным рискам, связанным с затягиванием сроков оформления разрешительной документации, постоянно меняющимися условиями ее получения. На третьем месте, с точки зрения иностранных инвесторов, юридические риски. Правовую среду бизнеса они оценивают как „юридический хаос“, ссылаясь на противоречия между федеральным и местным законодательством, отсутствие закона „Об инвестиционной деятельности в Москве“, „О холдингах“, „О государственно-частном партнерстве“. Поэтому эти рисковые позиции, в первую очередь, оцениваются нами в процессе прединвестиционного аудита российских предприятий, ожидающих инвестора».
По словам господина Гагарина, западные предприниматели также отмечают снижение экспорта в Россию и препоны, которые, как они полагают, чинят импортным товарам российская таможня и государство. Это касается всех отраслей экономики и объясняется политикой импортозамещения, которой руководствуются власти. В этой связи иностранным компаниям следует не импортировать в Россию товары, а инвестировать в создание и развитие производственных филиалов в России и производство по своим технологиям в РФ.
«Для улучшения инвестиционного климата необходимо сокращение бюрократических и административных преград путем применения принципа „одного окна“ для инвесторов и закрепление этой практики к созданию соответствующей правовой базы. Нужно выстраивать „юридическую вертикаль“, обеспечивать правовое соответствие местных и федеральных законов, — уверяет Павел Гагарин. — Российским предприятиям нужно не только надеяться на государство, но и самим уделять внимание подготовке бизнеса к процессу инвестирования, его „упаковке“ в приемлемый для инвестора вид. Чтобы привлечь инвестиции, неформальные „холдинги“ нужно преобразовывать по международным юридическим и финансовым стандартам, при этом не нарушая действующее российское законодательство. Создается полноценная холдинговая компания, как правило, ООО или ЗАО. На одну из компаний, входящий в холдинг, регистрируются товарный знак, торговая марка, авторские права, патенты и т.д. Другая (или другие) становится собственником активов. Еще один участник холдинга становится производственной и/или торговой структурой, которая заключает контракты с поставщиками и реализует товар покупателям. Остальные услуги (бухучет, IT-сопровождение, транспорт и т.д.) , как правило, передаются на аутсорсинг. При необходимости создаются еще и управляющая компания (как правило, акционерное общество) , акционерами которой становятся иностранные инвесторы. Такая компания несет на себе блок оперативно-тактических и стратегических менеджерских функций по холдингу».
Главный юрист, оценщик АКГ «Градиент Альфа», член экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству Вадим Ткаченко в свою очередь отметил неопределенную ситуацию на присоединенных к столице территориях. «Стимулированием инвестиционной деятельности в Новой Москве, расположенной на территории почти 150 тыс. га, пока никто не занимается. Считается, что активное освоение этих территорий начнется не раньше 2030 года. Что же получается, нужно ждать 18 лет? — сетует он. — Принимаемые сегодня постановления правительства Москвы не учитывают инвестиционной деятельности на этих территориях, как и законы, принятые Мосгордумой. В это же время в столице и области продолжают действовать разные законы. Например, в Подмосковье введен уведомительный характер инвестиционных контрактов, в Москве такого порядка нет. Принятая недавно в столице Адресная инвестиционная программа также не учла присоединенных территорий. Они не отражены и в программах строительства метрополитена, развития дорог и транспорта. В Европе наоборот — сначала создается транспортная инфраструктура и только потом начинается строительство. В Мадриде я видел чистое поле, к которому уже подведены транспортные развязки и подключено энергоснабжение. Лишь после этого здесь начнут работать инвесторы и девелоперы».
Достаточно тревожные ожидания столичных инвесторов связаны со вступлением в силу новых поправок в Земельный кодекс. Согласно им, власти Москвы и Санкт-Петербурга получили возможность расторгать договоры с инвесторами в одностороннем порядке. «Я считаю этот нормативный акт нарушением прав инвесторов. Думаю, государство должно систематизировать нормативные акты, нарушающие права инвесторов и выработать решение о внесении в них изменений», — уверена президент инвестиционно-строительной компании «СЭР» Елена Соловьева.
Ведущий эксперт информационного агентства «Финмаркет — Группа Интерфакс» Андрей Кинякин указал на необходимость совершенствования традиционных механизмов привлечения инвестиций в регионы и проведение активного маркетинга региона.
«Наиболее важным направлением, с точки зрения привлечения инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности Москвы, представляется развитие инновационной и инвестиционно-финансовой составляющей, — считает господин Кинякин. — В первом случае речь идет о создании инновационных инвестиционных институтов (региональные венчурные фонды и специализированные агентства). Это позволит не только привлечь иностранные инвестиции в различные проекты, но и использовать потенциал Москвы как крупного образовательного и научного центра, где есть масса возможностей для реализации greenfield-проектов. В случае с инвестиционно-финансовой деятельность следует отметить необходимость совершенствования механизма по трансформации накоплений и сбережений граждан в инвестиции в первую очередь, за счет развития инструментов фондового рынка».
В заключении спикеры и участники круглого стола выразили надежду, что итоги обсуждения станут основой для дальнейшей проработки затронутых вопросов со стороны ответственных структур правительства Москвы и принятия управленческих решений, направленных на создание универсальных моделей реализации инвестиционных программ и проектов в сфере государственно-частного партнерства.
Источник: Финанс Таймс