Как привлечь средства в развитие медицинских инноваций?

0 1672

Сегодня стало хорошим тоном говорить об инвестициях в новые технологии и инновации. Потому что в стране, после повышения стоимости газа и нефти на мировом рынке, денег больше чем достаточно. Как правило, инвестиционный интерес проявляется к компьютерным и сетевым технологиям, системам связи и товарам, рассчитанным на широкого потребителя.

— А как же медицина? — спросите вы. Неужели это не привлекательный для инвесторов рынок? Разумеется, и в этой области возникают серьезные проекты, но инвесторы не очень охотно идут на риск, связанный с их осуществлением. Удачный проект в медицине должен иметь хорошую доходность. Кроме того, его положительная социальная составляющая очевидна. Между тем, исторически сложилось, что авторы инновационных проектов в медицине — ученые — исследователи, изобретатели, врачи, но не бизнесмены. В отличие от своих западных коллег, имеющих базовое бизнес образование и поэтому четко представляющих правила игры на рынке, в России такие проекты продвигают сами изобретатели. А они, как правило, руководствуются чисто научным интересом, мало задумываясь как-то  или иное новшество сможет завоевать свою нишу на рынке. Еще чаще они просто не умеют свои идеи «продать». Надо признать, что инвестору трудно понять язык медицинских терминов, и оценить важность открытия или технологии с научной и практической точки зрения.

Нельзя отрицать и ряда совершенно специфических трудностей, связанных с медицинскими инновациями. От первоначальной разработки до внедрения может пройти довольно много времени. Прежде чем технология или препарат выйдет на рынок, должно быть проведено множество тестов и ряд клинических испытаний, получена разрешительная документация. Например, чтобы внедрить новое лекарственное средство, нужно получить так называемую фармстатью на препарат и лицензию на его изготовление. При этом платить деньги придется на каждом этапе. Неудивительно, что до «финиша» доходит лишь малая часть разработок.

В настоящий момент в России существует три направления развития инновационных медицинских технологий: инвесторы, компании, импортирующие зарубежные инновационные разработки и, наконец, изобретатели.

Есть и такая российская специфика: основным инвестором в передовые медицинские технологии пока выступает государство. Так, в текущем году из бюджета выделено 19,4 млрд руб. на строительство центров новых медицинских технологий в Пензе, Хабаровске, Астрахани, Красноярске, Краснодаре, Чебоксарах и Тюмени. При поддержке государства развивается медицинское направление в технопарках, среди которых Курчатовский, Зеленоградский и Обнинский. Там разрабатываются новые методы лечения, лекарственные средства и оборудование, в том числе и с применением нанотехнологий.

Вот что говорит по этому поводу Сергей Сингаевский, главный врач Петербургской частной многопрофильной клиники имени Н. И. Пирогова: «Медицинский частный капитал не является олигархическим, поэтому он не рискует инвестировать в длинные проекты. Проблема заключается в том, что государство все время меняет правила игры, поэтому при бизнес-планировании появляются неопределенные факторы. Для успешного развития медицины необходимо правильное сочетание ясных государственных гарантий населению и равных прав всех игроков вне зависимости от форм собственности. Что касается возможности частичного инвестирования в инновационные технологии, то оно сдерживается, с одной стороны, недостаточным информационным обеспечением, а с другой — отсутствием четких государственных гарантий или преференций“, — подчеркнул врач».

Важно отметить, что по качеству отечественные разработки в области медицины не уступают зарубежным аналогам, а по цене они значительно ниже. Есть и разработанная и успешно продаваемая во всех отношения аппаратура. Например, ОАО «Завод экологической техники и экопитания „Диод“ производит „Кардиовизор-06“. Это прибор пользуется спросом у медиков, поскольку позволяет быстро, а самое главное — с высокой точностью диагностировать состояние больного сердца врачами первого контакта. Применение этого российского прибора в бригадах скорой помощи позволит сохранить жизнь многим больным с инфарктом миокарда.

Он уже используется в поликлиниках и больницах Иркутской области, Ростовской области, установлен в трех больницах Самарской области, а также широко используется в частной медицине. Причем, врач и пациент одновременно видят на экране монитора не только саму кардиограмму, но и компьютерную модель сердца. „Цветной“ портрет наглядно информирует о сбоях в работе миокарда и степени их опасности. Чем больше оттенков красно цвета (зеленый — норма) видит в своем сердце человек, тем серьезнее он должен отнестись к своей жизни, образу питания, вредным привычкам, стрессовым ситуациям. Другой пример уже из области медицины. Хорошие результаты показывает высокотехнологичная методика — внутритканевая лучевая терапия (брахиотерапия) с применением закрытых источников излучения в ГУ Медицинский радиологический научный центр РАМН, который возглавяет академик РАМН Анатолий Цыб. Но здесь инвестором выступает само государство.

И тем не менее, наилучший метод внедрения инноваций — создание „венчурного“ предприятия, Тем более что в 2006 г в России сформировалось несколько государственно-частных венчурных фондов и на 2007 общее предложение венчурного капитала составляло около 39 млрд рублей. Однако на сегодняшний день венчурное инвестирование в медицину не получила широкого распространения. Хотя денег в этих фондах достаточно, подавляющее большинство проектов так и остается нереализованными, так как не имеют должного оформления, понятного (внятного) для инвесторов. В консалтинговые компании нередко обращаются изобретатели, желающие реализовать свои проекты. Однако идеи необходимо облечь в сроки и цифры, перевести на язык, понятный потенциальному партнеру, а вот с этим как раз и проблемы. Иными словами, подготовить инвестиционный анализ и технико-экономическое обоснование, составить бизнес-план как минимум на 12 лет, рассчитать сроки окупаемости и прибыльности проекта на практике для них оказывается делом сложным и долгим.

Институт венчурного инвестирования успешно работает только при хорошо развитой системе бизнес-ангелов, которые берут несколько проектов на вырост, вкладывают деньги в надежде продать идею (патент на изобретение и т.д.) , проект и т.д. „Бизнес-ангелы“ — это, возможно, оптимальный тип инвесторов для изобретателей в области медицины. Этим словосочетанием, заимствованным из английского, называют людей, готовых вложить средства в идеи и таланты просто потому что понравилось. „Ангелы“ — частные лица, и спонсорство такого рода редко выходит за рамки одного млн долларов. В России пока нет статистики успеха инвестиций „бизнес-ангелов“. Западная статистика, где данная ниша инвестирования развивается более 30 лет, а в некоторых странах более 70 лет, показывает, что 20% проектов заканчиваются полной потерей вложенных денег для инвесторов, 20% проектов частично возвращают вложенное, 40% проектов демонстрируют среднюю доходность и только 20% оставшихся имеют уровень рентабельности выше 50%.

Надо признать, что зачастую это именно тот шанс, который нужен новому начинанию. Так, один из „профессиональных российских ангелов“, Юрий Ткаченко, создал капитал на торговле медтехникой, а в 2004 году вложил 300 тыс. долларов в никому тогда неизвестную компанию „Доктор Берест“, специализирующуюся на производстве лечебно профилактических товаров из бересты. Сегодня компания стоит порядка 3,5 млн долларов и продолжает развиваться. Но все же, деятельность „ангелов“ в России пока скорее исключение, чем правило.

На любом этапе инвестирования — будь то участие «бизнес-ангела» или венчурного фонда — владельцу компании-инноватору или изобретателю необходимо понимать, что прямые инвестиции предусматривают финансирование компании в обмен на определенную долю в компании. Такие инвестиции рассчитаны на 3-5 лет реже 10-12. И предполагают выход инвестора путем продажи свой доли покупателю, заинтересованному в долговременном участии в бизнесе или акционерам компании. Но на медицинском рынке изобретений очень часто встречаются инноваторы, которые говорят — «Я великий ученый, мое изобретение нужно всем, деньги давайте, на них организуем производство, потом все продадим и я верну деньги». Однако инвесторы хотят быть застрахованы от всяких неожиданностей, плюс получать доходность от вложенных средств, поэтому очень часто они не хотят тратить время на медицинском рынке и уходят на более развитые рынки, где отношения инвестор-изобретатель уже отстроены.

Если подвести черту, то основная сложность в продвижении медицинских инноваций заключается в том, что изобретатели не видят путей реализации своих идей, не видят рынка, не знают, как привлечь денежные средства для внедрения инноваций. Коммуникация между носителями идей и капитала не налажена. Чтобы разрешить эту проблему, необходимо ликвидировать «деловую безграмотность» наших изобретателей и помочь им представлять свои разработки потенциальным инвесторам проработанные с экономической точки зрения.

Автор: Емельяненко Елена Борисовна, директор компании «SYNOPSIS-маркетинг для медицины»

Источник: «РБК.Исследования рынков»

Поделиться

Комментарии

Отменить