Оценка бизнеса является особой дисциплиной, требующей от специалиста глубоких знаний в области финансов, менеджмента, маркетинга. Оценка стоимости компании - эти понятие, которое близко любому профессионалу-бизнесмену на Западе. Этот термин используется теперь и в России. Вообще говоря, под оценкой бизнеса компании подразумевают оценку в денежном выражении стоимости предприятия, которая может быть вероятной ценой продажи.
Оценка стоимости предприятия
Цели, решаемые при оценке бизнеса: повышение эффективности текущего управления предприятием, фирмой; принятие обоснованного инвестиционного решения (для этого необходимо оценить собственность предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от бизнеса); разработка плана развития предприятия (в процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа); осуществление инвестиционного проекта развития бизнеса; определение стоимости предприятия в случае купли-продажи целиком или по частям, выделение доли собственнику, при банкротстве предприятий.
Роль профессиональных оценщиков в инфраструктуре экономики велика. Во всех развитых странах существует потребность в независимой профессиональной оценке, включая переоценку активов, определение залоговой стоимости имущества, оценку неденежного вклада в уставный капитал предприятия. Однако оценка бизнеса является особой дисциплиной, требующей от специалиста глубоких знаний в области финансов, менеджмента, маркетинга. Оценка стоимости компании - эти понятие, которое близко любому профессионалу-бизнесмену на Западе. Этот термин используется теперь и в России. Вообще говоря, под оценкой бизнеса компании подразумевают оценку в денежном выражении стоимости предприятия, которая может быть вероятной ценой продажи.
Принципиальное значение имеет тот факт, что качественная рыночная оценка не ограничивается учетом лишь одних затрат, связанных с созданием, производством, организацией и управлением компании.
Разница между балансовой и рыночной стоимостью компании формируется под воздействием в том числе и неколичественных факторов. Эту разницу иногда называют рыночной добавленной стоимостью бизнеса компании, которая формируется под воздействием неколичественных факторов.
Данная концепция в противовес бухгалтерской модели позволяет определить рыночную ценность фирмы. Она учитывает такие факторы, как время, риск, неосязаемые активы, внешнюю конкурентную сферу и внутренние особенности оцениваемого бизнеса. Согласно такому взгляду на оценку рыночная цена любого объекта, порождающего доход или поток денежной наличности, определяется исходя из текущей оценки ожидаемого будущего потока наличности, дисконтированного по норме процента, отражающего требуемую инвестором норму прибыли для сопоставимых по риску инвестиций. При балансовой или бухгалтерской оценке активы фирмы равны пассивам плюс чистый собственный капитал: А=П+СК. При оценке бизнеса оценщиком выявляется неосязаемый актив. А*+НА*=П*+СК*.
Если балансовая оценка собственного капитала и его реальная ценность не совпадают, то должен существовать скрытый или внебалансовый капитал.
Скрытый капитал имеет два источника:
1. Разницу между рыночной и балансовой оценками активов (А*-А),
2. Неучет внебалансовых позиций (НА*), которые в соответствии с общепринятыми принципами и правилами бух. учета не подлежат внесению в баланс.
Что касается риска, то бухгалтерская модель не позволяет сделать реальную оценку фирмы. Оценка же, проводимая на базе экономической концепции, дает реалистичное представление о том, как предприятие будет работать в будущем.
Говоря о сложном, я хотел бы акцентировать внимание читателей на то, что все оценки, включая и оценку бизнеса, однозначно основываются на прозрачности компании для инвесторов, акционеров и пр. лиц. Менеджмент компании работает в ее интересах и предоставляемая финансовая отчетность является реальным отражением дел в рассматриваемой компании.
Сегодня нельзя сказать подобного о большинстве Российских предприятиях. Предоставляемая отчетность компании пользователям для работы, есть не что иное, как производная от деятельности менеджмента на предприятии, причем речь идет о сокрытии всякой существенной информации. Объяснение этому лежит не только в недостатках менеджмента компаний, но и в той внешней среде, в которой приходится работать нашим компаниям.
Собрать информацию достоверную и в полном объеме, реально отражающую работу оцениваемой компании - вот основная задача. Сегодня оценка бизнеса - это сложный и достаточно трудоемкий процесс, основанный не только на стандартных методиках, но и на интуиции самого оценщика.
Как сказал один из самых авторитетных и уважаемых мной специалистов по оценке бизнеса С. Остропольцев: “Первая задача оценщика - доверительный контакт между заказчиком и оценщиком. Насколько будут откровенны заказчики, настолько качественную реальную работу они получат”.
Источник: http://www.business-shop.ru