Концепция облачных вычислений грозит перевернуть мир. Для решения многочисленных бизнес-задач больше не нужны дорогой софт, громоздкое «железо» и взвод специально обученных людей. Достаточно одного компьютера с подключением к Сети. Технологическая платформа и бизнес-модель под новую концепцию уже готовы. Осталось самое сложное — убедить клиентов в безопасности «облаков».
Прикосновение к области IT и общение с ее тружениками у людей, далеких от компьютеров и серверов, вызывает либо священный трепет, либо легкую панику. Но без специалистов в области высоких технологий уже нельзя. Современный бизнес вне зависимости от его масштабов так плотно сидит на айтишной игле, что любая попытка разграничить IT и собственно бизнес предприятия заканчивается принципиальной невозможностью автономности одного от другого. Вот и приходится пользователям в больших компаниях мириться со слабой (в большинстве своем) клиентоориентированностью хэлпдесков и системных администраторов, а руководителям компаний поменьше — с необходимостью содержать IT-специалиста. Для малых компаний — сущее разорение.
Холдинг Softline решил заработать на ценовой чувствительности маленьких компаний и объявил о старте проекта Softcloud. Новый сайт группы компаний представляет собой площадку, где любая заинтересованная структура может купить программное обеспечение по диковинной пока для России модели «софт как услуга» (software-as-a-service, далее — SaaS). По этому поводу «Софтлайн» организовал пресс-конференцию, где представители компании объяснили, почему, по их мнению, концепция облачных вычислений обречена на успех в том числе и на таком традиционно консервативном рынке, как российский.
Основатель и председатель совета директоров Softline Игорь Боровиков начал с того, что привел несколько цифр. К настоящему времени «Софтлайн» является одним из лидеров по продажам «коробочного» софта и занимает на этом рынке, по собственным оценкам, от 30% до 40%. Оборот холдинга за 2009 год составил примерно $300 млн, что примерно на 20% ниже, чем годом ранее — сказался кризис. Стратегически компания нацелена на расширение географии присутствия (в том числе и за пределами России и стран ближнего зарубежья) и на увеличении доли сервисов в структуре продуктов до 30% от «вала» до конца 2012 года. Основные надежды в этом отношении возлагаются как раз на SaaS и на облачные вычисления.
По словам Игоря Боровикова, в IT-индустрии сейчас наступил переломный момент, после которого все без исключения участники рынка будут наблюдать смену парадигмы использования программного обеспечения. Трансформация приведет к тому, что малый и средний бизнес практически все необходимые ему задачи будет выполнять при обращении к сервисам через интернет-подключение. Сидящему за монитором безразлично, как работают необходимые онлайн-приложениям — главное, что они работают. Именно поэтому данная идеология получила метафоричное название «облачных вычислений».
По всем признакам, небольшие бизнесы уже готовы потреблять «облачные» продукты, поскольку их выгода очевидна. Подход, при котором используется SaaS, не предусматривает капвложений в дорогое «железо» и серверный софт, а также позволяет избежать усложнения корпоративной IT-инфраструктуры. Gartner оценил годовой объем рынка SaaS и cloud computing в $7,5 млрд. (2009 год) и спрогнозировал почти удвоение этого рынка в 2010-м. По оценкам экспертов, самыми популярными сервисами будут приложения для совместной работы, CRM, программные инструменты для HR и онлайн-бухгалтерия. Опрос на сайте Softcloud.ru показал почти идентичную картину. Пользователи были бы не прочь получать из «облака» сервис электронной почты, офисный пакет и CRM-систему. По заверениям Игоря Боровикова, Softline вложит в развитие «облачного» сайта $5 млн до 2012 года. Со временем сайт должен превратиться в настоящий портал, где появятся тысячи «облачных» приложений от сотен разработчиков. Пока их число значительно скромнее — 28 и 16 соответственно.
Но главный слайд презентации Игоря Боровикова последовал чуть позже. Руководитель IT-холдинга рассказал об идее приблизить «облачную» идеологию потребления софта к основным клиентам. Softcloud уже начал привлекать партнеров для совместной работы по схеме white label, которая местами похожа на традиционный франчайзинг. Новые партнеры —, а Softcloud ориентируется главным образом на небольших IT-аутсорсеров, мелких хостеров и даже на операторов связи — смогут воспользоваться технологиями проекта Softcloud и развернуть под своим брендом онлайн-площадку для продажи услуг SaaS уже своим клиентам. Как показывает практика, это неплохой бизнес. За год с небольшим, в течение которого Softcloud торгует приложениями из «облака», проект на продаже сервисов от одной только Microsoft заработал около $1 млн.
Но причем здесь операторы связи? Ответ на этот вопрос дал Сергей Белоусов, глава Parallels — компании, которая выступила технологическим партнером для запуска первого в России полноценного «облака» и предоставила для проекта платформу Parallels Automation. По его словам, статус поставщика продуктов SaaS поможет операторам повысить конкурентоспособность. Для нашей страны это, возможно, пока не очень актуально, а для американского рынка — вполне. В США интернет-гигант Google с его сервисом Talk уже воспринимается как телеком-компания. А уж когда вышла операционная система Android для смартфонов, связисты в полной мере почувствовали свою уязвимость перед угрозой из интернета. Не исключено, что диверсификация бизнеса операторов в направлении продажи SaaS поможет им выжить.
Если сомнения в технологической готовности поставщиков IT-услуг к «облачному» бизнесу были развеяны презентациями Игоря Боровикова и Сергея Белоусова, то последующий диалог с журналистами вернул спикеров из «облаков» к суровым реалиям. Зная о консерватизме большей части российских потребителей IT-услуг, журналисты стали задавать неудобные вопросы. Один из представителей прессы поинтересовался, как Softcloud планирует убеждать народ в безопасности и надежности «облачного» софта, ведь сбой в работе, скажем, CRM-системы может привести к потере данных о клиентах предприятия.
Игорь Боровиков, похоже, ожидал подобного вопроса, но все равно немного стушевался:
— В лицензионных соглашениях производителей софта говорится, что их продукты продаются as is (как есть). Ни один из разработчиков не несет ответственности за то, если
— Но позвольте! — у автора вопроса про потерю данных явно был лишний туз в рукаве. — По российскому законодательству продажа продукта и услуги — две совершенно разные вещи! Вы даже платите за них по-разному. По закону, за продукт вы должны платить до того, а за услугу — после…
— Правильно! — подхватил другой оппонент, словно почувствовавший, что не только в его душе шевелятся сомнения. — Ведь, когда мы летаем на самолетах, авиакомпании несут ответственность за нашу безопасность. Давайте уж тогда говорить на том же уровне!
Сергей Белоусов взял микрофон и встал с диванчика, давая коллегам из «Софтлайна» понять, что огонь с дальних рядов аудитории он вызывает на себя.
— Действительно, авиакомпании несут ответственность. Если вы падете и разбиваетесь, авиакомпания заплатит вашим родным $400 компенсации — так написано в соглашении. Это, конечно, гигантская ответственность. Она очень успокаивает меня, потому что я летаю 10 раз в месяц.
По залу пронесся нервный смешок. Про то, что глава Parallels практически живет в самолете и уже приобрел иммунитет к джет-лагам, курсируя между офисами компании на разных континентах, известно всем. Сергей Белоусов продолжил:
— Что касается облачных вычислений, то давайте посмотрим, чем они в лучшую сторону отличаются от вашего IT-департамента. Ваш IT-департамент вам вообще ничего не гарантирует. Единственное, что вам действительно гарантирует ваш IT-департамент — это то, если у вас падает почта, вы можете покричать на своего системного администратора. Это может доставить вам моральное удовлетворение. Наш мир абсолютно неабсолютный. В нем нет ничего абсолютно хорошего и абсолютно плохого. Есть только вещи лучше или хуже. Поэтому вопрос только в одном: ваша IT-служба будет работать лучше, чем работает сервис из «облака“, или все-таки она будет делать это хуже? Скорее, даже так: чаще ли сервис будет не работать, или он будет не работать реже? Если будет не работать реже — это хорошо. Если чаще — плохо.
… “Облачное» будущее IT-миру пророчат не только аналитики. Крупнейшие разработчики софта и интернет-компании и без слов экспертов знают, куда дует ветер, и словно наперегонки строят дата-центры в надежде «подсадить» на свои сервисы как можно больше пользователей. С точки зрения денег цель очень благородная, ведь объем мирового IT-рынка составляет $3-4 трлн. Треть этих колоссальных денег в индустрию приносит средний и малый бизнес, и именно эту треть предстоит разделить тем, кто делает ставку на облачные вычисления.
Разумеется, новой идеологии потребления софта необходимо завоевать доверие аудитории. Как заметил один из крупных западных IT-менеджеров, покупка сервисов в cloud computing аналогична ситуации, про которую спела группа Eagles в песне Hotel California: «You can check in but never check out». Другими словами, провайдер облачных сервисов приобретает над клиентом опасно большую степень контроля. Но пока IT-специалисты раздумывают, быть или не быть «облакам» в составе инфраструктуры бизнеса их компаний, родственная концепция SaaS заходит с флангов. Электронная почта Gmail, сервисы Google Apps и временные хранилища файлов типа iFolder заключают обычных пользователей интернета в мягкие, но крепкие объятия. Приглядитесь, господа. Вы уже в «облаках».
Источник: E-xecutive