Старт во время чумы

0 1345
Оптимисты, среди которых можно встретить и хорошо информированных пессимистов, готовы воспринимать кризис как время новых возможностей. Разыскав настроенных подобным образом бизнесменов, мы расспросили их о новых проектах.

Сетевое все 

Антон Носик, главный редактор BFM: Пусть это как запоздалый новогодний тост прозвучит, но я хотел бы сделать 365 проектов в 2009 году. Ну 260, по числу рабочих дней. Это в общем реальная программа действий. Всего не перечислю, но, например, с весны прошлого года мы готовим проект whoYOUgle. Это принципиально новая информационная система, которая сделает интернет реально удобным для пользования справочным инструментом, способным моментально выдавать то, что вы хотите знать о времени, расстоянии, деньгах, интернет-адресах, соотношении мер, весов, напряжений, аббревиатурах и проч. Такого единого ресурса еще не было. Есть так называемые колдунщики поисковых запросов в системах «Яндекс» и Google, умеющие творить подобное, но они, как правило, не дают прямого ответа на вопрос «Сколько рублей в одном шекеле?» или «Далеко ли от Москвы до Тегусигальпы?», а выдают список справочных скриптов, из которых пользователь может самостоятельно это узнать. А whoYOUgle отвечает прямо на прямо поставленный запрос. К настоящему времени мы создали прототип системы, потратив на него за год $300 тыс., включая затраты на разработку собственных справочных модулей и скупку ряда существовавших проектов сходного жанра. Запуск полноценного портала, включая хостинг и маркетинг на пару первых лет, обойдется в несколько миллионов долларов, и сейчас мы готовимся к переходу от прототипа к полноценному массовому многоязычному сервису.

Уже стартовавший в декабре проект BFM.ru — ресурс, который дает нормальную, построенную на строгих правилах экономическую информацию на русском языке. Под строгими правилами я подразумеваю, что вся информация объективна, достоверна, включает разные мнения экспертов и ньюсмейкеров, поступает пользователю в том объеме, который ему необходим. Еще будет новостной фотосервис. Мы пригласили в Москву создателей соцсети Demotix — это лучший британский ресурс, делающий общедоступной технологию стрингерства, и, надеюсь, у нас найдутся пути сотрудничества, поскольку их живо интересует Россия (тут у них меньше завязок пока, чем в Бангладеш, Зимбабве, Пакистане). Еще в списке перспективных проектов — языковая школа с собственной методикой обучения, под нее тоже очень серьезные силы задействованы…

Мне кажется, деловая активность в кризис не только не умрет, но и не замедлится. Кризис — это когда не остается денег на лишние телодвижения. Сейчас ушли лишние деньги, активность очистилась от суеты, осталось только осмысленное действие. Я подчеркиваю, осмысленное, а не просчитанное до рубля в формате Excel. Просчитывать сейчас входящие денежные потоки невозможно. Нужно действовать на интуиции, красиво, легко, без страха. Страх парализует. Нужно действовать и смотреть, что получится. Думаю, получится хорошо.

Психологи спортивного типа

Валерий Кардашев, генеральный директор коллекторского агентства «Долговой эксперт»: Идея создания нового коллекторского агентства родилась в сентябре. Уже тогда стало понятно, что 2009-й будет «годом коллектора». Сам я всю жизнь был банкиром (последнее место работы — заместитель председателя правления по развитию розничного бизнеса ОАО «Русь-банк».- «Деньги») , и меня, как правило, не устраивали принципы работы коллекторов, а коллекторы имели претензии к банкирам. Есть два традиционных подхода: по агентской схеме (когда коллектор получает комиссию за взыскание задолженности) и по договору выкупа (банк продает задолженность с дисконтом). Первый вариант не нравился банкирам: мало что возвращали. Второй не нравился коллекторам. Мы вместе с консалтинговой компанией «Русбизнесактив» задумали новый проект, который синтезирует банковские технологии и коллекторские навыки. Мы разработали несколько вариантов системных решений для просроченной задолженности — в большей степени они касаются не ипотеки, а малого бизнеса, авто- и потребкредитов. Мы ожидаем уровня рентабельности нового направления 30-40%, это прекрасный бизнес по нынешним временам. Вложения не очень большие: новая IT-платформа, персонал. Впрочем, персонал в этом бизнесе дорог, нужны две команды профессионалов: софт-коллекшн (те, кто работает на телефоне) и хард-коллекшн (те, кто выезжает к должнику). Все эти люди — психологи, необязательно по базовому образованию, но по складу и навыкам. К хард-коллекшн дополнительные требования: мужчины спортивного типа. Случается ведь всякое… Хотя утюгов и паяльников в этом бизнесе уже нет, я вам точно говорю. С мошенниками, конечно, разговор строгий, но если нормальные люди встречаются, мы всегда стремимся урегулировать дело мирно, к обоюдному удовольствию.

Удвоение MBA

Андрей Волков, ректор Московской школы управления «Сколково“: “Сколково» еще строится, но мы уже объявили набор студентов на программу MBA с полным циклом, которая начнется в сентябре 2009-го. Короткие обучающие программы закрытого и открытого типа, так называемые программы Executive Education, мы ведем уже два года. На мой взгляд, для бизнес-образования кризис станет хорошим временем. Причем в большей степени это можно отнести к долгосрочным образовательным программам. Рабочая оценка — удвоение спроса на программы MBA. То же самое происходит в западных бизнес-школах: рост именно в этом сегменте очень значительный.

В сегменте коротких программ уже сейчас можно констатировать некоторый спад: компании перестают платить за корпоративные курсы повышения квалификации сотрудников. Рост происходит в том сегменте, где люди сами инвестируют в себя. Мы отчетливо видим, как в условиях кризиса все больше задумываются не о временном «апгрейде», но о серьезном дооснащении себя как специалистов. В этой связи мы тоже, конечно, меняем фокус наших программ. Если совсем недавно был хороший спрос, например, на программы по искусству переговоров, то сейчас — на разработку стратегий (короткие и длинные программы).

Хотя «Сколково» не бизнес-проект (акционеры создавали компанию как некоммерческую организацию) , тем не менее у нас серьезный стимул быть успешной компанией. Мировой рынок преподавательского труда сложился, и цены на качественное преподавание падать не собираются, а мы должны гарантировать качество образования на лучшем мировом уровне.

Антикризисный «Победоносец»

Наталья Смирнова, руководитель РИТ-банка: В декабре у нас стартовал новый проект — система электронных торгов инвестиционными монетами. Пока что-то ргуем самыми массовыми — «Георгием Победоносцем», позже, скорее всего, добавим новые монеты. Известно, что золотые инвестиционные монеты — товар для вложений более удобный, чем золото как таковое: монеты не облагаются НДС. Сегодня население предпочитает золотые монеты и слитки, а не обезличенные металлические счета, которые не защищены системой страхования вкладов. Однако ликвидность инвестиционных монет по сравнению со слитками все-таки выше. Монету всегда можно продать на вторичном рынке или сдать в ломбард. Подобные же операции со слитками считаются незаконными и могут проводиться лишь организациями, имеющими соответствующую лицензию. Тем не менее раньше как такового рынка монет не существовало: у нескольких банков были разрозненные предложения, но, во-первых, очень небольшого объема, а во-вторых, даже эти банки уделяли продукту слишком мало внимания. То есть, например, видишь котировку, но, связавшись с банком, узнаешь, что монет в наличии нет. Сейчас, на мой взгляд, интерес должен возрастать: люди ищут способы сохранить деньги, и этот — далеко не худший. Создавая этот проект, мы исходили из трех моментов. Первое: должна существовать нормальная информационная система, отражающая реальное наличие монет и котировки. Второе: монет должно быть много. Емкость этого рынка на самом деле вполне приличная: только «Георгия Победоносца» с 2006-го по 2009 год выпускали по 500 тыс. монет, то есть приблизительно на 9 млрд руб. А с 11 января 2009 года ЦБ РФ выпустил в обращение серебряного «Георгия Победоносца» номиналом 3 руб. И третье: все заинтересованы в том, чтобы товар был обращающимся. Вот это самое интересное. Мы решили организовать что-то вроде торговой площадки, создав для монет спецдепозитарий. Безусловно, никто не говорит, что монетная торговая площадка станет аналогом фондовой, где акции из документарного вида постепенно переходили в бездокументарный. Золото физически останется золотом, и при желании покупатель всегда может его забрать. Но если золото не покидает пределов банка, происходит существенная экономия времени и денег, которые затрачиваются на экспертизу. Более того, мы начинаем получать доход не только с продажи, но и с количества сделок и за счет этого снижаем цену.

Я рассчитываю на то, что проект будет иметь хорошую рентабельность. Безусловно, сейчас он будет более прибылен, чем ипотека, и среди классических банковских продуктов по прибыльности может занять второе место после прямых инвестиций.

Земля на калькуляторе

Илья Терентьев, совладелец независимого земельного портала Zemer.ru: В середине декабря мы запустили наш земельный портал. Такого портала еще не было. Идея в том, чтобы создать единую площадку для всех интересантов земельного рынка. Другими словами, собрать в одном месте инвесторов, девелоперов, законодателей, представителей власти, ленд-девелоперов, банкиров, спекулянтов, обычных покупателей. Здесь будут последние новости рынка и законодательства, их можно обсудить в блогах, задать вопрос специалистам. Главной фишкой портала являются земельные ценовые индексы — до этого их не смог сделать ни один аналитик, хотя попыток было много. А у нас будут розничные индексы (до 50 соток) и на первичном, и на вторичном рынках. То есть будет индекс по участкам без обязательного строительного подряда в создаваемых управляющими компаниями коттеджных и дачных поселках. И будет еще один — составленный в основном по ценам на пустые участки в деревнях, дачных кооперативах и по вторичным продажам в поселках без подряда.

Основной доход компания рассчитывает получать с исследований рынка земли, которые будут ежемесячно обновляться. То есть существует возможность разово приобрести исследование, скажем, на общую тему «Земельный розничный рынок в Подмосковье», а затем к этому исследованию будут прилагаться ежемесячные обновления по ценам, динамике, будут фиксироваться новые тренды и т. д. Разовое исследование будет обходиться примерно в 70-80 тыс. руб. плюс ежемесячное обновление, если это необходимо,- около 5 тыс. руб. Также мы будем работать как PR-агентство для участников рынка. И конечно, реклама — она будет перемещаться в интернет, это уже происходит.

Я верю в этот проект. Такая площадка очень нужна: земельный рынок стремительно меняется, но чрезвычайно разрознен. Вот небольшой пример: даже в отдельных областях ЦФО регистрация и оформление земли ведутся по разному принципу, я уж не говорю о других округах.

За кадры решат все 

Сергей Саликов, генеральный директор холдинга АНКОР: Мы возобновили оказание услуги аутплейсмента — это комплекс мероприятий по консультированию и продвижению на рынок труда сокращаемого персонала.

Суть данного сервиса заключается в проведении провайдером профессиональных консультаций и тренингов по вопросам поиска работы для увольняемых сотрудников с возможностью дальнейшего вовлечения их в рекрутинговые проекты АНКОРа и других компаний. Это, с одной стороны, облегчает сотрудникам расставание с организацией в психологическом плане и добавляет ему уверенности в завтрашнем дне. С другой стороны, компания-заказчик получает целый ряд преимуществ. Во-первых, это сокращение возможных издержек (здесь я говорю о возможных судебных исках, а также о требованиях компенсации или восстановления на работе со стороны персонала при массовых сокращениях). Во-вторых (особенно при сокращении сотрудников среднего звена) , сохранение имиджа хорошего работодателя. В случаях, когда сокращение штата происходит вынужденно, при правильном расставании в дальнейшем компания может рассчитывать не только на возвращение профессионалов, но и на привлечение новых сотрудников и сохранение имиджа ответственного работодателя. В-третьих, сохранение производительности: аутплейсмент позволяет предотвратить резкое падение производительности труда из-за ощущения нестабильности у оставшихся сотрудников. Кроме того, грамотный аутплейсмент может помочь компании предотвратить попадание ведущих менеджеров или специалистов сферы продаж в компанию прямого конкурента.

Нужно сказать, что до сих пор аутплейсмент был востребован преимущественно западными компаниями, в которых его использование — это часть корпоративной культуры и политики. В ближайшем будущем мы прогнозируем значительное расширение круга потенциальных клиентов в сторону крупного и среднего российского бизнеса. Пик спроса на данный сервис мы прогнозируем примерно во второй половине 2009 года, когда мы, похоже, будем наблюдать череду масштабных слияний и поглощений во всех отраслях.

Оценить потенциальную доходность сервиса можно, посмотрев на западную практику. Сегодня существует ряд зарубежных компаний, зарабатывающих исключительно на аутплейсменте, и их доходность сравнима с доходностью рекрутинговых компаний. Тем не менее не могу сказать, что аутплейсмент будет основным источником доходов для АНКОРа. Бизнес холдинга достаточно диверсифицирован. Сейчас это более десятка различных услуг, а также порядка четырех новых проектов в работе. Благодаря этому доходность каждого направления сбалансирована в структуре доходов холдинга и каждый новый сервис привносит лишь определенную долю.

Автор: Екатерина Дранкина

Источник: журнал «Деньги»

Поделиться

Комментарии

Отменить