История первая. Дело было в цивилизованной Европе. Крупный строитель, известный в своей стране купил земельный участок. Просто не нашел места, куда лучше вложить деньги. А потом решил на этом заработать и взял кредит под залог земли. И построил современную высотку. Причем построил очень быстро и качественно. А с маркетингом начались проблемы. Если участок и тип проекта выбрали удачно, то с продажей квартир прокололись очень сильно. Они установили цену квартиры в зависимости от этажа! В результате первые несколько этажей моментально скупили. И на этом продажи закончились. А тут и кризис подоспел. И квартиры на верхних этажах до сих пор не проданы…
История вторая. Дело было в Свердловской области. Одна маленькая, но гордая строительная компания отхватила участок земли. Почти даром. И начала там строить коттеджный поселок. Взяла кредиты, да и подрядчики в долг работали. Все деньги от продаж домов вкладывались обратно в стройку. Причем строились все дома сразу. Тут ударил кризис. Стройка встала, а компания осталась с долгами банку, подрядчикам, инвесторам и покупателям домов.
История третья. Очень похожая на первые две. Начиналось все точно так же, на другом бизнесе были заработаны деньги. Которые надо было куда-то вложить. Была земля, которая досталась даром. Не было строительной компании, не было даже юридического лица, было просто индивидуальное предпринимательство. Предприниматель со стажем наступил на те же грабли — вложил свои и заемные деньги в строительство всех домов сразу. И тоже остался с непроданным недостроем на фоне упавших цен. Ему, правда повезло больше, с кредиторами нормально договорился. Но деньги зарыты в землю, а проценты капают. Хотя шансы выйти из проекта с прибылью еще есть.
Что у них общего? Они пострадали не от кризиса, а от своих маркетинговых ошибок. И все начиналось с поисков, куда лучше вложить деньги. Причем если в первом случае нельзя было строить только проданные квартиры, то в остальных случаях никто этого не запрещал. Кстати, некоторые девелоперы именно так и делали.
Такое случается не только со строителями, просто это самые яркие примеры. По статистике, в течении нескольких лет разоряется больше половины новых бизнесов. Понятно, что в случае открытия нового направления действующего бизнеса риски меньше. Все-таки и команда сформирована, и есть прибыль от старого бизнеса. Но суть остается той же — люди начинают заниматься не своим делом. И на этом прокалываются даже опытные бизнесмены.
Автор: Justsoblogger