Кризис создал предпосылки для замещения привозной продукции

0 1029

Кризис создал предпосылки для замещения привозной продукции. Привлекательность российских товаров повысилась благодаря девальвации рубля и снижению доходов населения.

Цены все больше волнуют потребителей. Прошли времена, когда зарплата ежегодно увеличивалась на 10-20%. Более того, многие столкнулись с сокращением зарплат, а то и вовсе остались без работы. Тенденцию к экономии на потреблении уже зафиксировали ритейлеры. В четвертом квартале 2008 года продажи в супермаркетах росли медленнее, чем в дискаунтерах и гипермаркетах. Согласно отчету мультиформатной Х5 Retail Group, выручка ее магазинов экономкласса увеличилась за октябрь — декабрь на 39%, гипермаркетов — на 37%. А формат супермаркета вырос лишь на 25%.
Меняется структура спроса: «Потребление смещается от дорогих продуктов к базовым», — говорит директор по связям с инвесторами X5 Retail Group Анна Карева. В этих условиях импорт, дорожающий из-за девальвации рубля, пользуется все меньшим спросом. На цену привозных товаров также влияют правительственные меры по поддержке отечественных производителей. С начала 2009 года повышены пошлины на ввоз ряда продуктов питания, в частности сливочного масла (на 37%) , молока (на 5%) , риса (на 70%).
Под ударом оказались сами импортеры. Они испытывают острую нехватку оборотного капитала. С одной стороны, из-за проблем в банковском секторе и кризиса доверия, для большинства из них закрылась дверь к кредитам. Приходится использовать собственные средства, но не все обладают свободными деньгами в достаточном количестве. С другой стороны, расчеты с поставщиками тормозят магазины.
«У российских производителей появляется еще одно четкое преимущество в связи с валютными колебаниями, — добавляет гендиректор „Нижфарма“ Дмитрий Ефимов. — Дистрибьютор, покупая товар за рубли, не думает об отсрочке платежа в 60 дней и весьма вероятном повышении за это время расчетной цены. Некоторые из них всерьез задумываются об этом, ведут сложные переговоры с импортерами о гарантировании себе стабильности. Иногда привязывают расчеты к курсу рубля, порой пользуются финансовым страхованием. Но нас такая участь минует. Мы и дальше можем спокойно работать, повышая цены в случае роста издержек. Подорожание препаратов не так пугает дистрибьюторов, как курсовые разницы».

Посильная ноша. Вопрос в том, сможет ли отечественный производитель заменить импорт? «Да», — отвечают пищевики и фармацевты. «В большинстве сегментов российские лекарства способны составить конкуренцию импортным аналогам, — уверен гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев. — Стереотипы о низком качестве отечественных препаратов тоже отживают свой срок. Есть предприятия, способные обеспечить качество, эффективность и безопасность выпускаемых лекарственных средств на уровне мировых стандартов». По оценке «Фармэксперта», всего на российском рынке реализуются около 1800 препаратов МНН (международное непатентованное название). Из 1400 позиций иностранных МНН 600 выпускаются российскими предприятиями. «Только на „Фармстандарт“ приходится около 250 препаратов, — отмечает представитель компании Антон Голубок. — При наличии достаточных производственных мощно­стей около 50% общего объема продаж импортных препаратов в денежном выражении могут быть замещены отечественными аналогами». Только «Фармстандарт» может заместить 25% и 40% продаж в денежном и натуральном объемах соответственно. Однако он отмечает: заметную долю импорта составляют оригинальные, защищенные патентами лекарства, замещение которых невозможно до момента истечения патентной защиты.
«Молочная скоропортящаяся продукция и так не конкурировала с импортом, — замечает член правления „Юнимилка“ Павел Исаев. — Другое дело — биржевые товары — твердые сыры, масло и сухое молоко. В ценах на них сейчас установился паритет. Раньше конкурировать было очень сложно». По его словам, в 2008 году из-за резкого роста цен на сырье внутри России иностранный сыр зачастую попадал даже в экономичную категорию.
Сравнивая нынешнюю ситуацию с 1998-1999 годами, Дмитрий Ефимов полагает, что существенного роста продаж российских товаров только из-за девальвации не произойдет — не так уж и велико ослабление рубля. «Частичное замещение импорта, конечно, будет. Но надолго ли? — задается вопросом Виктория Пятанова из Московского завода плавленых сыров „Карат“. — Зависит не только от ситуации в экономике, но и от того, смогут ли российские производители завершить начатые проекты по модернизации производства, выполнив намеченные планы. Если появится стабильность качества, то мы сможем сказать: отечественные продукты уверенно и надолго заняли долю рынка, потерянную импортом».

Заведем российское. Особняком стоит автопром. При росте курса валют импортеры вынуждены корректировать рублевые цены на машины. «В декабре о предстоящем повышении объявили Ford (на 5%) , Chevrolet (5-8%) , Mercedes-Benz (3-6%) , Volvo (10-15%) , Hyundai (в среднем на 7%) , — рассказывает Сергей Удалов, заместитель директора агентства „Автостат“. — Эти факторы ведут как к общему снижению спроса на иностранные авто, так и к снижению конкурентоспособности бюджетных моделей, аналоги которых производятся в России». Но здесь, помимо общеэкономических факторов импортозамещения, включаются дополнительные. Во-первых, с января введены, по сути, заградительные пошлины на подержанные иномарки. До недавних пор те успешно конкурировали с куцей продукцией отечественного автопрома. Во-вторых, премьер-министр Владимир Путин заявил о софинансировании государством кредитов на ⅔ ставки ЦБ под покупку автомобилей, произведенных в стране, если их цена не превышает 350 тыс. рублей. В первую очередь сюда попадают автомобили традиционных отечественных марок — «Автоваз», ГАЗ, УАЗ. Но и у иностранных производителей, организовавших производство в России, либо есть, либо они могут быстро подготовить модели, подходящие под эти требования. «Им мешает лишь девальвация рубля, удорожающая стоимость импортируемых компонентов, — продолжает Сергей Удалов. — Но она же заставит по максимуму закупать компоненты внутри России, чтобы перевести затраты на производство в рублевую зону».

Автор: Ирина Доржиева

Источник: журнал «Финанс.»

Поделиться

Комментарии

Отменить