Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила железнодорожные тарифы на 2009 год. Каким компаниям повезет со скидками на фоне кризиса?
Начало 2009 года президент «Лукойла» Вагит Алекперов встретил в хорошем настроении. Согласно новым тарифам, утвержденным ФСТ, стоимость перевозки сырой нефти в 2009 году будет считаться с коэффициентом 1,15, а не 1,22, как предполагалось ранее. А следовательно, вместо роста на 8% перевозки в пределах России подорожают всего на 1,8%, и «Лукойл» будет платить за железнодорожный транзит тонны нефти не $47,5-63,7, а $44,8-60 (цена в 2008 году — $44-59 за тонну). На сухом языке чиновников ФСТ подобная практика называется «установкой исключительных тарифов», и, помимо нефтяников, кризисная скидка в виде понижающего коэффициента 0,5 была сделана для тех сельхозпроизводителей, которые осуществляют перевозку зерна из Центрального федерального округа на расстояние от 1,1 тыс. км. Наконец, побаловать исключительными тарифами ФСТ решила и автопроизводителей: коэффициент для перевозки их продукции на расстояние от 1 до 3 тыс. км снизился с 0,71 до 0,37, причем для Дальнего Востока, в соответствии с пожеланием Владимира Путина, коэффициент уменьшился с 0,71 до 0,54.
Обидели Воронеж. В самой ФСТ введение практики «исключительных тарифов» объясняют необходимостью поддержать стратегические для страны отрасли, а также остановить темпы падения грузоперевозок — они только за IV квартал 2008 года снизились на 20-30% в зависимости от товара. Однако далеко не все реципиенты помощи рады новогоднему подарку. «ФСТ приняло половинчатое решение, — не скрывает досады директор по логистике Международной зерновой компании Алексей Расницов. — В интересах отрасли, в интересах России было установить скидку на любые расстояния. Для примера: один из самых популярных зерновых маршрутов, от Воронежской области до Новороссийска, составляет 1069 км, а значит, не подпадает под скидку. До питерского и московского рынков расстояние также меньше 1,1 тыс. км. Так что нам поневоле придется во многом переориентироваться на автотранспорт».
Впрочем, игроки из других сфер промышленности в ответ на брюзжание сельхозпроизводителей лишь иронично качают головой. «Нам бы их проблемы, — говорит попросивший об анонимности управленец Evraz Group. — Для нас, несмотря на просьбы зафиксировать тарифы на уровне 2008 года, ввести отсрочку оплаты на 30 дней и сохранить льготы на перевозку кокса на экспорт, ничего сделано не было». Действительно — для тех, кто не вошел в счастливую тройку в лице сельхозпроизводителей, нефтяников и автопрома, тарифы на железнодорожные перевозки в 2009 году вырастут на 10,7%: с 1 января — на 5%, с 1 июля — еще на 5,7%. «Что ж, хотя бы на 14% не повысили, как хотели еще не так давно», — философски замечает представитель Evraz Group.
«Локомотив»в минусе. В самом РЖД свою позицию по поводу новых тарифов ФСТ официально не комментируют. Однако, как сообщил «Ф.» сотрудник коммерческого департамента РЖД, только на исключительных тарифах ведомство Владимира Якунина потеряет около 7-8 млрд рублей, то есть примерно столько же, сколько дает повышение тарифов на грузовые перевозки на 0,5%. «Теперь вся надежда — на правительство страны, которое пообещало компенсировать нам выпадающий доход от снижения темпов роста тарифов на сумму 50 млрд рублей», — говорит представитель РЖД. Впрочем, по мнению опрошенных «Ф.» экспертов, монополия слишком сгущает краски, и даже более того — слабая индексация тарифов на перевозку в 2009 году пойдет РЖД только на пользу. «Доля транспортной составляющей в производимой в России продукции в четыре с лишним раза выше, чем в прочих европейских странах», — говорит главный экономист Центра развития Валерий Миронов.
По мнению аналитика, расходы на перевозки у российских предприятий сегодня слишком завышены, и РЖД для получения дополнительных средств нужно не еще больше увеличивать их, а оптимизировать излишне раздутую структуру управления и программу развития. И, похоже, РЖД начинает это потихоньку понимать — в 2009 году монополия планирует основательно «затянуть пояс» за счет экономии на персонале (сокращение штата на 3% должно дать 11,9 млрд рублей экономии) , административно-управленческих расходах (7 млрд рублей) и даже за счет снижения на 20% финансирования ФК «Локомотив», которое в 2008 году оценивалось в $50 млн.
Автор: Александр Макаренко
Источник: журнал «Финанс.»