ФСТ утвердила железнодорожные тарифы на 2009 год

0 1187
ФСТ утвердила железнодорожные тарифы на 2009 год

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила железнодорожные тарифы на 2009 год. Каким компаниям повезет со скидками на фоне кризиса?

Начало 2009 года президент «Лукойла» Вагит Алекперов встретил в хорошем настроении. Согласно новым тарифам, утвержденным ФСТ, стоимость перевозки сырой нефти в 2009 году будет считаться с коэффициентом 1,15, а не 1,22, как предполагалось ранее. А следовательно, вместо роста на 8% перевозки в пределах России подорожают всего на 1,8%, и «Лукойл» будет платить за железнодорожный транзит тонны нефти не $47,5-63,7, а $44,8-60 (цена в 2008 году — $44-59 за тонну). На сухом языке чиновников ФСТ подобная практика называется «установкой исключительных тарифов», и, помимо нефтяников, кризисная скидка в виде понижающего коэффициента 0,5 была сделана для тех сельхозпроизводителей, которые осуществляют перевозку зерна из Центрального федерального округа на расстояние от 1,1 тыс. км. Наконец, побаловать исключительными тарифами ФСТ решила и автопроизводителей: коэффициент для перевозки их продукции на расстояние от 1 до 3 тыс. км снизился с 0,71 до 0,37, причем для Дальнего Востока, в соответствии с пожеланием Владимира Путина, коэффициент уменьшился с 0,71 до 0,54.

Обидели Воронеж. В самой ФСТ введение практики «исключительных тарифов» объясняют необходимостью поддержать стратегические для страны отрасли, а также остановить темпы падения грузоперевозок — они только за IV квартал 2008 года снизились на 20-30% в зависимости от товара. Однако далеко не все реципиенты помощи рады новогоднему подарку. «ФСТ приняло половинчатое решение, — не скрывает досады директор по логистике Международной зерновой компании Алексей Расницов. — В интересах отрасли, в интересах России было установить скидку на любые расстояния. Для примера: один из самых популярных зерновых маршрутов, от Воронежской области до Новороссийска, составляет 1069 км, а значит, не подпадает под скидку. До питерского и московского рынков расстояние также меньше 1,1 тыс. км. Так что нам поневоле придется во многом переориентироваться на автотранспорт».
Впрочем, игроки из других сфер промышленно­сти в ответ на брюзжание сельхозпроизводителей лишь иронично качают головой. «Нам бы их проблемы, — говорит попросивший об анонимности управленец Evraz Group. — Для нас, несмотря на прось­бы зафиксировать тарифы на уровне 2008 года, ввести отсрочку оплаты на 30 дней и сохранить льготы на перевозку кокса на экспорт, ничего сделано не было». Действительно — для тех, кто не вошел в счастливую тройку в лице сельхозпроизводителей, нефтяников и автопрома, тарифы на железнодорожные перевозки в 2009 году вырастут на 10,7%: с 1 января — на 5%, с 1 июля — еще на 5,7%. «Что ж, хотя бы на 14% не повысили, как хотели еще не так давно», — философски замечает представитель Evraz Group.

«Локомотив»в минусе. В самом РЖД свою позицию по поводу новых тарифов ФСТ официально не комментируют. Однако, как сообщил «Ф.» сотрудник коммерческого департамента РЖД, только на исключительных тарифах ведомство Владимира Якунина потеряет около 7-8 млрд рублей, то есть примерно столько же, сколько дает повышение тарифов на грузовые перевозки на 0,5%. «Теперь вся надежда — на правительство страны, которое пообещало компенсировать нам выпадающий доход от снижения темпов роста тарифов на сумму 50 млрд рублей», — говорит представитель РЖД. Впрочем, по мнению опрошенных «Ф.» экспертов, монополия слишком сгущает краски, и даже более того — слабая индексация тарифов на перевозку в 2009 году пойдет РЖД только на пользу. «Доля транспортной составляющей в производимой в России продукции в четыре с лишним раза выше, чем в прочих европейских странах», — говорит главный экономист Центра развития Валерий Миронов.
По мнению аналитика, расходы на перевозки у российских предприятий сегодня слишком завышены, и РЖД для получения дополнительных средств нужно не еще больше увеличивать их, а оптимизировать излишне раздутую структуру управления и программу развития. И, похоже, РЖД начинает это потихоньку понимать — в 2009 году монополия планирует основательно «затянуть пояс» за счет экономии на персонале (сокращение штата на 3% должно дать 11,9 млрд рублей экономии) , административно-управленческих расходах (7 млрд рублей) и даже за счет снижения на 20% финансирования ФК «Локомотив», которое в 2008 году оценивалось в $50 млн.

Автор: Александр Макаренко

Источник: журнал «Финанс.»

Поделиться

Комментарии

Отменить